Я вот давно думаю - подерутся ли когда-нибудь профессиональные критики и производители видеокассет. Критик с умным видом сообщает общественности в каком-нибудь издании: "Гари Олдман дебютировал в режиссуре, сняв фильм "Не кормить через рот". А через полгода прокатчик хладнокровно выносит на рынок партию "Немого". Критику ведь должно быть обидно, практически на профессиональную состоятельность нагадили... И обиды копятся год от года.
Но это внешнее... Гари же Олдман насколько колоритен в качестве лицедея, настолько же бездарен и безнадежен оказался в роли режиссера. Мне трудно назвать фильм, который я смотрел с такой же скукой и отвращением. Дошло до невероятного - я не помню, чтобы я проматывал кассету, лишь бы быстрее это все закончилось. Выключить совесть не позволяет, а вот промотать раза три-четыре, когда начинается очередная занудная перепалка - это совесть позволила.
Привыкнув к олдмановским гримасам (в "Пятом элементе" или "Леоне" ) с трудом принимаешь мысль, что он мог смотреть фильмы "Догмы". Поелику "Немой" (пусть уж будет так) сделан более по-догмовски, нежели "Идиоты" и "Торжество". Ну, разве что иглу в вену то и дело тычут - но это как бы и не "насилие на экране".
Особую "догматичность" этой работе придает отсутствие популярных лиц. Я опознал только одного - Чарли Крид-Майлса - он в том же "Пятом элементе" играл помощника священника. (Появился он здесь, надо понимать, благодаря проюсеру фильма - Люку Бессону, что еще более озадачивает - два эдаких титана такую фигню сварганили…) Теперь, несколько повзрослевший, смог исполнить роль наркомана - вполне убедительно, следует заметить, есть в нем эдакая суетливость, которая овладевает наркоманом при начале ломок…
Не следует, впрочем, обвинять режиссера в слишком уж откровенном увлечении чужеземными модами. Есть и в Британии режиссеры, преданные теме не то чтобы "социальных низов", а скорее - теме пролетариата, низших сословий - такие как Майкл Ли, Теренс Дэвис, Кен Лоуч. На синтезе "Догмы" и социалистов-соотечественников Олдман и попытался сыграть.
Здесь нет ни шика "Техниколор", ни блатных сценаристов, за пять миллионов переписавших свой сценарий 30-летней давности, ни единого спецэффекта. Все предельно просто, незатейливо и в финале обескураживающе. Есть некая группа людей - несколько семей с запутанными родственными и дружескими отношениями. Они труженники, более-менее приличные семьянины. Иной вопрос, что в нынешнее время и пролетарий приобщился к порокам современности - могут и героином побаловаться, но с острожностью, чтобы с головой не окунуться. Но никакой голливудщины - ни конфликтов с мафией, ни ограблений банков ради единственного укола, ни красивых назидательных смертей. Пьют пиво, несут какую-то чушь, ну в морду иной раз друг другу дадут - очень все обыденно, очень все знакомо. И когда один из них крепко "садится на иглу" - это уже чрезвычайное событие. Олдман, впрочем, и эту линию умудрился снять настолько скучно и неизобретательно, что нисколько не сопереживаешь и не сочувствуешь. И обескураживает в финале то, что после очередных посиделок герои прощаются друг с другом и идут титры - никаких сверхидей, хуков, режиссерских подлянок. Словно надоело снимать режиссеру, он кивнул опреатору: "А ну его все…" и пошли пить пиво, забросив бобину по дороге монтажеру.
Уже через пару часов пытаешься вспомнить хоть кадр, хоть сцену, выбивающуюся из общего ряда - а в результате только сине-зеленый фон и на нем пару статичных физиономий. Как плакат в кинотеатре, как упаковка для видеокассеты. Ни жизни, ни движения, ни блеска в глазах.
Игорь Галкин |