Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Эксперимент


Эксперимент (Das Experiment)

Лауреат государственной премии ФРГ по нескольким номинациям, «Эксперимент» (Das Experiment) нашел в России благодатную почву, удобренную всенародным успехом передачи «За стеклом». В немецком фильме эксперимент, правда, закрыт от глаз общественности, зато он куда круче, чем даже «Последний герой».

Участников помещают в тюремный блок, делят на заключенных и надзирателей. Любители, как известно, своим энтузиазмом способны перещеголять профессионалов. Начинается все с молока, для порядка насильно заливаемого в глотку аллергику, а кончается кровавой баней и садистской оргией распоясавшихся «тюремщиков». Для поддержания саспенса в группу заключенных внедряют спецназовца, но инициативу перехватывает другой заключенный — стрингер по имени Тарек (актер Мориц Блайбтрой), он снимает эксперимент миниатюрной скрытой камерой, встроенной в очки.

Стоит Тареку начать провоцировать надзирателей, как те звереют, выворачивают наружу все свои комплексы и сплошь превращаются в маньяков и немецко-фашистских захватчиков. Ситуация выходит из-под контроля, и авторы эксперимента, включая херра и фрау психологов, сами оказываются жертвами.

Ничего нового о человеческой природе авторы «Эксперимента» (на сей раз в кавычках) сообщить не могут. Еще тридцать лет назад подобные психологические опыты проводились в научно-исследовательских институтах, и всегда с довольно печальными последствиями — люди слишком близко принимали свои роли. Так что если что и стоит обсуждать в «Эксперименте», то не такие наскучившие темы, как смерть гуманизма и цинизм масс-медиа.

Новое — это тема «реального телевидения», которое сейчас шагнуло в широкие массы потенциальных психопатов. И можно уже говорить о соответствии режиссуры и прочих компонентов фильма высоким образцам жанра. Тридцать лет назад такое всемогущество телевизионного монстра казалось фантастикой и вызывало к жизни мрачные антиутопии типа «Прямого репортажа о смерти» Бертрана Тавернье, в котором телекамера была встроена прямо в глаз героя.

Режиссер Хиршбигель без ложной скромности и излишнего патриотизма заявляет: «Искусство повествования не является сильной стороной немецкой культуры. Мы — страна поэтов и философов. За исключением Фассбиндера, моими учителями были не немецкие режиссеры, а американские — Хьюстон, Хоукс, Хичкок... Каждый раз, когда я не уверен в том, что делаю, я задаю вопрос: как поступил бы старина Хоукс?»

Думаю, старина Хоукс, равно как и остальные классики жанра на букву «Х», просто не стали бы делать этот фильм, предоставив выкручиваться своему последователю Хиршбигелю. Старики не работали на самоигральном материале и ухитрялись держать публику в напряжении более хитрыми и тонкими способами. «Эксперимент» лишь немного опережает телевизионную текучку —- в принципе общество давно готово выпустить на экран немного кровушки.

Андрей Плахов, "Киевские ведомости"

Этот фильм пользовался большой популярностью в Германии (его посмотрели на родине полтора миллиона зрителей, что является высоким показателем) и был награжден несколькими кинематографическими премиями, а потом попал на кинофестиваль в Монреале, где заслужил приз за режиссуру. На самом первом показе в Москве еще в июле 2001 года в рамках "Дней баварского кино" актер Мориц Бляйбтрой ("Достучаться до небес", "Беги, Лола, Беги", "Лунный папа") и режиссер Оливер Хиршбигель не без изумления стали очевидцами по-настоящему восторженного приема наших зрителей после окончания ленты.

Справедливости ради надо сказать, что действие раскручивается довольно долго и ничем особенным поначалу не поражает (ведь есть ряд похожих картин в жанре психодрамы, где участники психологических экспериментов постепенно переходят от предложенной игры по правилам к менее контролируемому поведению, что приводит порой к опасным последствиям). Но фильм резко набирает обороты в последней трети, превращаясь в захватывающий и предостерегающий триллер о человеческом насилии, которое прорывается наружу с тем же упорством и одержимостью, как и стремящиеся на свободу из тюрьмы, даже если они прежде сами пожелали стать ее временными узниками.

А главное - в баварском варианте эта имевшая место в реальной жизни история про двенадцать добровольных тюремщиков и восемь заключенных, которые по разным причинам согласились принять участие в научном опыте над собой, поневоле вызывает исторические ассоциации со временами фашизма, когда эксперимент по высвобождению звериных инстинктов затронул миллионы страждущих "навести порядок". Возможно, и у нас эта лента прозвучала столь актуально, что до сих пор понятие власти крепко связано в сознании многих только с силой и системой подавления.

А то, что немецкая картина была выпущена в российский кинопрокат именно сейчас, хотя первоначально планировалась в октябре, даже пошло ей на пользу. Поскольку теперь наши зрители лучше представляют себе по телешоу "За стеклом", как люди действительно готовы по собственному желанию подвергаться психологическому воздействию в замкнутом пространстве, не зная, чем все это может закончиться, и как аукнется спустя какое-то время, когда схлынет волна общественного интереса к ним, и моментально прославившиеся потом обнаружат, что на самом деле никому уже не нужны.
Аннотация фильма "Эксперимент"Сергей Кудрявцев, "Русский журнал"
Купить постер к фильму "Эксперимент"      Купить DVD к фильму "Эксперимент"

Отзывы к фильму

Как бесплатно скачать видео фильм "Эксперимент"Скачать фильм "Эксперимент"
Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс