Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Артур и минипуты


Артур и минипуты (Arthur and the Minimoys)

Тривиальное чтиво
Мультфильм "Артур и минипуты", или Люк Бессон представляет

Последние годы реклама любого фильма в стиле "Люк Бессон представляет" означала почти со стопроцентной вероятностью, что речь идет о зрелище редкостном по своей бессмысленности. Поэтому когда та же самая фраза появилась в описании проекта "Артур и минипуты", от безотчетного нехорошего предчувствия избавиться было невозможно. Однако результат, как водится, превзошел все ожидания.

Летом 2006 года просвещенная Европа и не столь просвещенные США стали зрителями драмы под названием "Уход мосье Бессона из большого кино". Человек, снявший когда-то действительно великолепные фильмы вроде той же "Голубой бездны", "Леона" и "Пятого элемента", заявил об окончании своей режиссерской карьеры и намерении переквалифицироваться то ли в социальные работники, то ли в сценаристы. "Я хотел бы выйти из игры рано, пока не стало слишком поздно. Я знаю многих режиссеров, которые сняли слишком много фильмов. Это печальное зрелище", - справедливо замечал Бессон.

Затем, уже ближе к премьере его последнего проекта "Артур и минипуты", снятого по его собственной книге, Бессон сменил гнев на милость и пообещал остаться в режиссерском кресле в том случае, если анимационный фильм покажет хорошие кассовые результаты и будет благосклонно встречен критиками.

В качестве небольшого отступления надо сказать, что идея заняться сказками была очень своевременной. Потеряв по той или иной причине способность снимать хорошие фильмы для взрослых, Бессон переключился на сочинительство для детей - дело не только благодарное в виду крайней доверчивости этой категории потребителей, но и очень выгодное. Ведь голливудская практика доказала, что качественно сделанные полнометражные мультфильмы приносят создателям не только "Оскары", но и баснословные прибыли.

И Бессон занялся.

Представляя свое творчество, он говорил, что мечтает объяснить молодым людям, в каком хрупком мире мы живем. "Моя книга "Артур" - это попытка поговорить с детьми и сделать это максимально ненавязчиво", - уточнял режиссер. О том, что ненавязчивый разговор с детьми стоил 86 миллионов долларов, мосье Бессон предпочитал не распространяться. И в самом деле, не при детях же.

В декабре картина стартовала в США под названием "Артур и невидимки" и с треском провалилась в прокате, несмотря на звучавшие за кадром голоса Мадонны, Дэвида Боуи и Снуп Догга. Собрав 14 с небольшим миллионов долларов, фильм отправился путешествовать дальше по хрупкому миру, доведя свои совокупные сборы на всех рынках до приемлемой величины в 100 миллионов. В марте картина благополучно добралась и до России, заговорив голосами Нелли Уваровой, Андрея Григорьева-Апполонова, Тимати и прочих незаменимых в этом деле людей.

История 10-летнего Артура, живущего с бабушкой в полуразваленном доме почему-то не во французской, а в американской глубинке, начинается с проникновенного рассказа про дедушку, который строил для африканских племен циклопические инженерные сооружения и получал за это, как и все колонизаторы, горсти необработанных драгоценных камней. Дедушка, как и все колонизаторы любил крепко выпить и рассказывать под это дело странные истории о цивилизации великанов и минипутов, которые живут в гармонии и через нее познают окружающий мир.

И все было бы хорошо, да только когда пришло время платить по счетам за сарай в американской глубинке, спаситель черного континента исчез, припрятав предварительно те самые горсти драгоценностей. Нагрянувшие некстати кредиторы и заставили юного Артура предпринять героические усилия, чтобы найти, не дай Бог, не дедушку, а потерянные сокровища, спрятанные где-то в таинственной стране минипутов.

Банальность завязки и странные мотивации абсолютно всех живых персонажей картины, кроме сторожевого пса бабушки, ничуть не портят первого впечатления, поскольку сюжеты большинства детских сказок исчерпываются фразой "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Но потом начинается анимация и дело приобретает совсем странный оборот.

Итак, главные действующие лица.

Принцесса Селения. Дочь короля минипутов, мечтающая вытащить волшебный меч из камня, (какой оригинальный ход), чтобы победить злодея, который правит страной на букву "М" и жаждет по непонятной причине извести соседей. Утверждает, что ей тысяча лет, но одновременно уверяет влюбленного в нее Артура в том, что она его ровесница. Обладает выдающимся размером груди и прочих частей тела, предпочитает обтягивающие брюки и корсет.

Брат принцессы Барахлюш. Второстепенный герой, который по законам жанра должен быть самым смешным из всех персонажей. Похож на Незнайку, владеет удивительным предметом, который спасает героев от всех напастей в самых безвыходных ситуациях. Зануден и ленив.

Урдалак. Главный злодей, одно упоминание имени которого вызывает ужас не только у минипутов, но спасенных дедушкой африканских племен. Любитель высоких технологий и гурман. Его ненависть к соседям плохо вяжется с его желанием добиться поцелуя принцессы Селении. Портретное сходство с лордом Волдемортом из фильма "Гарри Поттер и кубок огня" почти стопроцентное.

Несколько других персонажей, вроде папы-короля или держателя притона, не играющих никакой роли в повествовании, но ужасно старающихся, по воле создателей, быть забавными.

Не вдаваясь в подробности сюжета, стоит сказать следующее. Каким образом анимационный поход за сокровищами пропавшего дедушки должен был продемонстрировать молодым людям хрупкость этого мира, понять при всем желании невозможно. Невозможно даже определить, какой возрастной категории зрителей адресовано творение мосье Бессона.

Если, как утверждал режиссер, он апеллировал к самым маленьким, то шутки с эротическим подтекстом, жаркие поцелуи, которыми тысячелетняя Селения награждает 10-летнего Артура и его горящий взгляд, устремленный на ее обтянутый кожей зад явно не к месту. Не говоря уже о эпизодах в притоне, где герои лихо употребляют зеленую дымящуюся жидкость и общаются с отвязным типом, покуривающим травку и предлагающим Селении стать его восьмой подружкой.

Если же фильм не имеет ограничений по возрасту, а судя по саундтреку из "Криминального чтива" и отплясывающей в стиле Умы Турман принцессе это так, то тогда в нем должны присутствовать хоть зачатки драматургии, способной вызвать эмоции у толстокожих взрослых. Не уровня "Короля-льва", естественно, но хотя бы уровня аналогичных голливудских трехмерных проектов.

В конце концов, чтобы у взрослых не возникло тягостного ощущения бесцельно потраченных денег, должно быть хоть изредка смешно. Но это такие пустяки по сравнению с возвышенными идеями спасения мира.

Что касается собственно анимации, то в этом смысле фильм Бессона сильно напоминает первые опыты совмещения рисованных героев с живыми. Если по отдельности эти два мира хоть и несколько деревянно, но все же функционируют, то когда дело доходит до их прямого взаимодействия, картинка вызывает целую серию ностальгических воспоминаний о фильмах вроде "Марии Мирабеллы".

На что именно потратил Люк Бессон 86 миллионов долларов, совершенно непонятно. Для сравнения, первая серия "Шрека" стоила 60 миллионов долларов, вторая - 70 миллионов. Производство второй части "Ледникового периода" обошлось в 80 миллионов долларов. Практически все знаменитые голливудские анимационные ленты последних лет уступают по стоимости "Артуру и минипутам" и во много раз превосходят его по прибыльности. Остается надеяться, что значительная часть бюджета ушла на гонорар замечательной Миа Фэрроу, сыгравшей бабушку, и юного дарования Фредди Хаймора, исполнившего роль Артура.

Отдельного упоминания достойны локализаторы картины. Утверждается, что все кандидатуры на озвучание утверждал лично Люк Бессон. Если это действительно так, то, может быть, он и заберет их с собой для дальнейшей плодотворной работы на благо своей великой французской родины? Ибо более бездарного дубляжа представить себе почти невозможно. И здесь уже возникает ностальгия даже не по Вицину, Папанову, Яншину и Кларе Румяновой, начинаешь искренне тосковать по Федору Бондарчуку.

И последнее. Если вашему ребенку от пяти до семи лет и убогость сюжета, равно как и крепость пойла, которое употребляет принцесса, отправившись в героический поход, для него еще ровным счетом ничего не значат, обязательно поведите его на фильм "Артур и минипуты". Буйство красок, таинственные карты, гротескные злодеи и падения с водопадов, не оставят ребенка равнодушным. Хотя бы на один раз.

Если же вашему ребенку больше 25, сводите его на "Леона". Так в его памяти при взгляде на фразу "Люк Бессон представляет" будут всплывать более оптимистичные картины.
Аннотация фильма "Артур и минипуты"Григорий Злов (http://lenta.ru)
Купить постер к фильму "Артур и минипуты"      Купить DVD к фильму "Артур и минипуты"

Отзывы к фильму


Карьера Люка Бессона — прекрасный пример наклонной, какая только возможна в кинематографе. Начав как эстетствующий и превозносящий разносторонность жизнесуществования кинематографист, со временем он превратился в механический двигатель по производству кинопроектов. И если его ранние картины, как «Подземка» или «Голубая бездна», мелькают в афишах киноклубов, то поздние обречены на гробовое молчание на полках для DVD. И это, припоминая лишь его режиссерские проекты — как продюсер и сценарист он породил куда больше поделок, приблизившись к идеалам чаемого в юности голливудского третьесорта.

Бессон торжественно покидал кинематограф после неудачной «Жанны Д’Арк», писал книжки, составившие целую тетралогию, но — не выдержал и вернулся в удобное режиссерское кресло. «Ангел-А», соединяющий невероятный эстетизм и общую эклектику, также был принят далеко не так однозначно, как хотелось бы режиссеру. Словно пытаясь реабилитироваться, вездесущий Люк принялся за приватные эксперименты, благо денег, вырученных за сайд-проекты, должно хватить и его внукам. И разродился мульткино «Артур и минипуты» по собственной же книге — коктейлем, что стало для него типичным — из трехмерного мультфильма и игрового кинематографа.

Разбирать, насколько написанное в книге соответствует или наоборот, одноименной кинонетленке — дело заранее отдающее филологией. А потому, лучше сосредоточиться на экранном действии. Мальчик по имени Артур живет с бабушкой в отдаленном доме, дедушка пропал при загадочных обстоятельствах, но оставил после себя богатое колониальное наследство. Все у него в жизни прекрасно, даже собака, о которой мечтал Малыш Астрид Линдгрен, есть, но вот незадача — дом забирают злые кредиторы и иже с ними — и единственный выход благополучно разрешить ситуацию — найти сокровище, спрятанное в саду, ещё одно наследие поездок дедушки по колониям.

Вроде бы обычный приключенческий сюжет, навроде «Молодого Индианы Джонса», но в дело вмешиваются мавры, чудеса световой энергии и уже упомянутые минипуты — столь же быть изобретательным Бессону в постановке своих фильмов, а не только на бумаге. И Артур переносится в мир двухмиллиметровых существ, населяющих самую что ни на есть поверхность земли — причем в его же саду. И тут вальяжно распахивает свои объятия фэнтези, потому что тот крошечный мир живет по сокрушающее космогоническим законам, и дальше хоть цитируй Толкиена из эссе «О волшебной сказке» или достопочтимую «Морфологию сказки» Проппа.

Однако же стоит вернуться к приземленным реалиям — в фильме все прелести фэнтезийного нарратива мешаются с невероятно плоскими вкраплениями «реальной жизни». И тут возникает недоумение — всю жизнь снимавший кино Бессон делает из пустякового для его калибра задания сплошную катастрофу, несмотря на здравомыслящий актерский состав во главе с Мией Фэрроу.

Общая, мягко скажем, поверхностная сюжетная линия заставляет актерский состав вытворять чудеса идиотизма, а обычно бодрая камера начинает то и дело двигаться вниз, чтобы предварять монтажную склейку. Конечно, понятно, что Бессон не Хичкок, чтобы склейки не замечались, но чтоб настолько — это даже в киношколе средней руки умеют. Становится страшно за дальнейшую карьеру некогда интересного режиссера.

Но — приходит время 3D, и картина бытия заметно приободряется. Любовно выкроенные модели минипутов и Артура выглядят и ведут себя гораздо интереснее живых болванчиков, которые только и знай, что проговаривать сценарий. Здесь все гораздо обстоятельнее, эти бесплотные существа демонстрируют — честное слово — характеры, происходит драматургическое развитие, конечно, с поправкой на детское зрелище, а мимика простирается дальше, чем «задумчивый взгляд». А какие у них глаза: у принцессы Селении — эдакой помеси Ри Рассмусен и Милы Йовович — которой тысяча лет, взгляд, погружающий в пучину океана и отблески надмировых звезд. Экшен-сцены бесконечно цитируют своих прошлых товарок, передавая не столько сюжет «пойди-туда-не-знаю-куда», сколько ритм напряженности всего существования этих маленьких человекоподобных существ.

Конечно, и здесь не обошлось без ложки дегтя — шутки, сыплемые персонажами по ходу их добровольной одиссеи отдают прошлогодним снегом, любовная линия попахивает азиатской романтикой, а музыка из саундтрека к общенародному фильму «Криминальное чтиво» заставляет даже зажмуриться. При ближайшем рассмотрении появляется мысль — всё это уже было, и хитросплетенные цитаты, и примеряние масок живых актеров — но в данном случае острый галльский смысл всё побеждает, так же как и в пустяковых, но приятных «Пиратах Карибского моря» — моделирование параллельной реальности оказывается намного сочнее и интереснее той, в которой она создается.

Тоска по романтике неизменно даёт о себе знать и, надо отдать должное Люку Бессону, этот момент он ухватил очень точно. За коротким «Артуром и минипутами» тенью возвышаются еще три части — уже заявленные в производство. Детская сказка в перспективе превращается в долгое приключение, другое дело, что в основе его лежит половина целого — не фильм и не мультфильм, а проект, застывший между двумя этими полярностями. Полуфабрикат, дожидающийся свой очереди на невероятно долгой кухне кинопроизводства.

До встречи в кино.
Аннотация фильма "Артур и минипуты"http://kinokadr.ru
Купить постер к фильму "Артур и минипуты"      Купить DVD к фильму "Артур и минипуты"

Отзывы к фильму


ДЕТИ, СОКРОВИЩА И ЗЕЛЕНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

«Артур и Минипуты» – очередной проект, связанный с именем человека, знакомого любому ценителю кино, но проявившему себя настолько неоднозначно, что совсем невозможно выработать к его деятельности однозначное отношение.
Судите сами, Люк Бессон стал известен в киноманских кругах после того, как в конце 1980-х спустился в эксцентричную «Подземку» и шикарную «Голубую бездну». Потом были «Никита» и «Леон», после которых Бессон перестал выпускать артефакты и превратился в околокиношного деятеля, занимающегося продюсированием и еще бог знает чем. Видимо, тут не обошлось без женского участия, что подтверждает его распавшийся брак с роковой киевлянкой Милой Йовович, снятой им в «Пятом элементе» и, немного позже, в глупейшем фильме «Жанна Д’Арк».

В последнее время Люк известен широкой общественности как вдохновитель квадралогии «Такси», и лишь очень увлеченные миром кино люди помнят его ранние харизматичные и яркие, ни на что не похожие картины.

С началом рекламной кампании, сопровождающей анимационный фильм «Артур и Минипуты», мир увидел совсем другого Люка Бессона – детского писателя, создателя фантастического мира для самых маленьких зрителей, воплощенного в книгах и кинопространстве.

Несмотря на кажущуюся неожиданность новой ипостаси, фигура Бессона представляется довольно логичной для создания детской культуры – он отец трех детей, талантливый и неглупый человек, увлекающийся и романтичный мужчина. Желающие объявить его в излишней импульсивности могут не торопиться – как выяснилось, Бессон начал писать историю об Артуре еще до того, как юными умами прочно завладел Гарри Поттер.

Впрочем, Артур очень даже соответствует формуле успеха детского персонажа – он храбрый, предприимчивый, обладает живым воображением, никудышными родителями и верой в победу добра. К тому же, как и Гарри Поттер, Артур – англичанин.

В финансовом смысле – это самый значительный анимационный европейский проект на сегодняшний день, - стоимостью 65 млн. евро. И в отличие от многих архаических детских зрелищ, в «Артуре и Минипутах» действуют современные эстетические законы и отношения, в силу чего этот мир будет наверняка достаточно близок и понятен современной детской аудитории.

В частности, завязка фильма происходит из экономической проблемы, по причине которой любимую бабушку главного героя, вместе с ним самим и его собакой, жадные дельцы должны выгнать из дома. Желание спасти семью от материального кризиса и становится главным мотивом поисков якобы спрятанных в саду дедом-авантюристом драгоценных камней.

Очень любопытно, что «Артур и минипуты» не обошлись без любимых Бессоном разнообразнейших средств передвижения: герои минипутского «эпоса» летают с помощью сложно-сконструированных насекомых, а в один момент даже прокатываются на игрушечной Ferrari серии Grand Turismo. Впрочем, это совсем не удивительно для создателя «Такси»: «Нельзя ездить на чем попало», - заявил Бессон на организованной в Москве пресс-конференции.
Аннотация фильма "Артур и минипуты"Влада ОГНЕВА (http://interkino.ru)
Купить постер к фильму "Артур и минипуты"      Купить DVD к фильму "Артур и минипуты"

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс