Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Иллюзионист


Иллюзионист (Illusionist, The)

Мальчик, совсем еще ребенок, встретил однажды на обочине дороги старого-старого волшебника, и тот с ним поговорил. У слегка подросшего мальчика, начавшего учиться фокусам, отняли девочку, которой он эти фокусы показывал – она была принцесса, а он – сын столяра. Мальчик отправился в далекие края и спустя 15 лет появился в Вене 1900 года под именем Айзенхайма, известного иллюзиониста. На его представление пришла та самая принцесса. Она теперь невеста кронпринца Леопольда. И вот тут случается странное. Эдвард Нортон, играющий Айзенхайма, родился в 1969 году и выглядит на свои, особенно с бородой, даже старше. Джессика Бил, она же принцесса Софи – 1982 года рождения и тоже выглядит на свои. И если из ее нынешних 24 лет отнять 15, так, ребята, все сцены "из прошлого" – это про Гулливера в юбке. Мало того, они с Айзенхаймом "в прошлом" уже влюбились друг в друга и поговорили о главном – может, выглядя тогда сверстниками, они уже были – привидения? Или, наоборот, теперь? Вот и сказке конец...

"Иллюзионист" /Illusionist, The/ (2006) Нила Бургера целиком исчерпывается сюжетом, то есть развязкой. Но говорить о ней нельзя, а больше говорить не о чем. Можно только себе представить, как возникло такое занудство с бюджетом в 16,5 млн. долларов. Была короткая новелла Пулитцеровского лауреата Стивена Мильхаузера, в вольном духе "фэнтези" истолковавшая исторические факты. В истории вместо кронпринца Леопольда был кронпринц Рудольф, действительно женившийся на принцессе Софи, но задолго до 1900 года и крайне неудачно. Спустя пресловутых семь лет супружества Рудольф сошелся с юной баронессой Мари Вечорой, а некоторое время спустя совершил вместе с ней двойное самоубийство в замке Майерлинг, давшем название многочисленным экранизациям этой мелодрамы. Софи позже благополучно вышла замуж за простого дипломата, но с благословения императора. Мильхаузер только слегка попользовался именами и самим набором событий, но переставил их, переиначил донельзя и написал полностью вымышленную историю о бессмертии любви, о ее силе и том, что "на самом деле" может случаться в замках. Вся прелесть – в парадоксальности одного логического хода. Лучшие из таких новелл (у Эдгара По, Моэма, Честертона) длятся всегда не больше пяти страниц. Фильм "Иллюзионист" длится 110 минут.

Передать на экране легкость изящной словесности по плечу лишь куросавам ("Расемон" /Rashomon/ (1950)) да ромерам ("Маркиза фон О" /Marquise von O..., Die/ (1976)). Для дитяти XXI столетия Нила Бургера нет никакой "передачи", есть лишь такой вариант самоутверждения, как тяжеловесная добротность. И вот мы имеем кареты, мундиры, массовки, проходы и проезды и медленно-медленно развивающийся любовный треугольник Айзенхайма-Софи-Леопольда (Руфус Сьюэлл), а четвертым к ним будет наперсник кронпринца, шеф-инспектор полиции Уль (Пол Джаматти). Принц велел ему поймать фокусника хоть на чем-то, поскольку ревнует и вообще вздорный злобный тиран (давненько не было такого беспомощного Сьюэлла). Инспектор ведет с Айзенхаймом долгие нудные беседы, тот изображает загадочную бледность, а вечерами продолжает делать фокусы с летающими носовыми платками. Фокусы также относятся к сфере добротности, хотя анекдот со шпагой в полу в тысячу раз остроумней, чем все дальнейшие привидения. Но, что бы ни происходило, нет никакого напряга со стороны Айзенхайма ни в фокусах, ни в отношениях с Софи, Леопольдом, Улем. Из одного "страстного" кадра в другой, такой же "страстный", видно только, насколько ему все по фигу (давненько не было такого беспомощного Нортона).

Так или иначе, ко второму часу Бургер, видно, почувствовал, что одною любовью не обойдешься и нужна детектива. Тут на первый план вышел Джаматти с многозначительными взглядами, роковыми решениями и запоздалыми догадками. Но легче от этого не стало. "Детективная" составляющая вообще сильно напоминает теле-"азазелей" со "статскими советниками", и это в приличной Вене... Расследование убийства, дворцовые интриги, народные волнения длятся тоже долго и полномасштабно, "как в кино". И мировые звезды кривляются, стреляются, меняют грим... Джаматти все больше напоминает себя же в "Девушке из воды" /Lady in the Water/ (2006)...

Только в самом конце понимаешь: господи, как все просто, так вот зачем все было. А идея какая изящная, и рассказывается в трех словах. За что же фильм так ее умучал? За то, что Нил Бургер поверит в чудо, только когда попробует его на зуб и пощупает руками?
Аннотация фильма "Иллюзионист"http://film.ru
Купить постер к фильму "Иллюзионист"      Купить DVD к фильму "Иллюзионист"

Отзывы к фильму


Действие фильма могло бы происходить в любое время, но выбрали Вену начала XX века - иначе объяснить такое обилие бородачей в картине было бы просто невозможно. В жизни каждого юноши есть момент, когда он отращивает бороду, как бы доказывая, что стал взрослым, но в душе все еще остается мальчишкой и верит в чудо. В "Иллюзионисте" - целый полк таких мужчин.

Вот, например, некто Айзенхайм (Эдвард Нортон, ухоженная растительность вокруг рта и на подбородке) - настоящий волшебник, может превратить вас в крысу. Еще мальчишкой Айзенхайм обещал своей возлюбленной Софи (Джессика Бель) убежать вместе куда глаза глядят - но вместо этого куда-то пропал сам. Появляется он спустя пятнадцать лет, уже опытным кудесником, и устраивает в родной Вене зрелищные сеансы черной и белой магии.

Вот другие бородатые дядьки: главный инспектор полиции Уль (Пол Джиаматти, лицо равномерно заросшее) и жених Софи - принц Леопольд (Руфус Сьюэлл, неприятная борода от виска к виску с дурацкими гусарскими усиками). Все вместе они разыгрывают нечто среднее между "Обычными подозреваемыми" и байопиком Гарри Гудини. Любое событие тут предсказуемо, и даже у финального сюжетного выверта растет борода, но смотреть все равно интересно. В конце концов, мы же не ругаем Дэвида Копперфилда за то, что девушку в ящике он распиливает не по-настоящему.

Герои фильма реагируют на представления Айзенхайма примерно так же: каждый считает все его фокусы ловкими трюками, но при этом очень надеется, что на самом деле все это - волшебство. Тем временем у них под носом происходят обыкновенные, повседневные чудеса - но, мужчины-позитивисты, они их просто не замечают.

Самым мудрым кажется тут режиссер Нил Бюргер (к слову, гладко выбритый) - он смог и показать сеанс магии, и разоблачить ее, и сохранить ощущение абсолютного волшебства. Шаман!
Аннотация фильма "Иллюзионист"Георгий Биргер, Time Out Москва (http://timeout.ru/)
Купить постер к фильму "Иллюзионист"      Купить DVD к фильму "Иллюзионист"

Отзывы к фильму


Никаких Иллюзий!

Никто не будет спорить, что современный зритель привык идти в кино, руководствуясь в первую очередь названием фильма и его кастингом. К примеру, заголовок «Мистер и Миссис Смит» звучит весьма обыденно и даже скучно, но вот актерский состав в лице Анджелины Джоли и Брэда Питта для многих — более чем достойный повод посетить кинотеатр. Более продвинутые кинолюбители уже уделяют интерес режиссерам и сценаристам... итак, перед нами фильм малоизвестного Нила Бюргера с захудаленьким названием «Иллюзионист» и главной достопримечательностью в лице звезды «Бойцовского клуба» и «Американской истории Икс» Эдварда Нортона.

На сей раз известный актер предстает в образе украшенного жесткой щетиной сурового фокусника, выходца из семьи простолюдинов. Объездив полсвета, гер Айзенхайм творит чудеса, от которых захватывает дух не только у публики XIX века, но и у современных зрителей. Конечно, свою роль сыграли спецэффекты, но при впечатляюще скромном бюджете (всего $16,5 млн., что по нынешним голливудским меркам достаточно мало) фильм удивляет тем, что не вызывает ни единого нарекания в области качества исполнения. Странствия «случайно» приводят великого маэстро к встрече с любовью детства, женщиной из благородного семейства, а по совместительству будущей женой крон-принца.

И здесь, возможно, скрыта одна из причин бешеного заряда харизмы Нортона, будто гипнотизирующего зрителей как театра, так и кинозала. Как ни печально и одновременно банально, но все дело в женщине, Джессике Биль, известной по большей части своим участием в не самых популярных мейнстримных фильмах уровня «Блэйд: Троица», «Стелс». Казалось бы, прошло больше года, костюм летчицы сменился роскошным платьем, а перед нами все та же актриса. Огорчению нет предела.

Интересно то, что чем сильнее задумываешься о фильме, тем больше находишь в нем обман. Айзенхайм сумел ввести в заблуждение всех: зрителя, героев, окружающих, и, что уже совсем необычно, женщину своей мечты. Вся красота сценария в том, что любое «недоразумение» после просмотра можно объяснить особой задумкой героя Нортона. С другой стороны, фильму определенно не хватает отшлифованности, неоднократно разочаровывают так и не сыгравшие или, точнее, не обыгранные фразы вроде «сделай так, чтобы мы исчезли».

Подводим итог: это именно тот случай, когда от картины получают только то, ради чего предположительно стоило идти — слегка загадочный сюжет, именитый актер и мистические фокусы.
Аннотация фильма "Иллюзионист"Максим Гаскельберг (http://kinomaniac.ru)
Купить постер к фильму "Иллюзионист"      Купить DVD к фильму "Иллюзионист"

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс