|
9 рота () |
В прокат вышел еще один отечественный блокбастер. В ряд с "Ночным дозором" (2004) и "Турецким гамбитом" (2004) встал качественный, дорогой, а главное, зрительский фильм – "9 рота" (2005). В начале финальных титров картины была строка – "Посвящается отцу". С этого момента и до последней надписи на экране в зале не смолкали аплодисменты...
Символично, что Федор "подгадал" выход своего первого полнометражного детища к 85-летию Великого Бондарчука. И событие-подарок, безусловно, состоялось. Во-первых, как сказано выше, это зрительское кино, т.е. массовое. Его пойдут смотреть все: мальчики, не служившие в армии, а также их подруги. Стройными рядами поведут в кинозалы тех, кто сейчас несет нелегкую свою службу в современной Российской армии. И, конечно, бывшим воинам, всем тем, кто оставил свои жизни (как максимум), здоровье и молодость в горах Афгана и Чечни, картина Бондарчука – памятник, дань уважения, дело чести.
Примечательно, что, по словам режиссера, никто из актеров, сыгравших доблестных солдат в "9 роте", в армии не служил(!). Но сыграли все до одного максимально искренне, даже пронзительно. Из молодых актеров – Чадов, Смольянинов, Кокорин, Крюков, Артем Михалков и др. – выделить невозможно никого. Что говорит, скорее, в пользу режиссера: фильм не о солдатах – о Солдате. Зато среди младшего офицерского состава – прапорщиков – отметила бы обоих: Михаила Пореченкова, великолепно, хоть и по-американски заштампованно, сыгравшего Дыгало, и, собственно, самого Бондарчука в роли Хохла. Изначально его должен был играть какой-то "звездный" актер (его Федор не называет), но на наше зрительское счастье – не сложилось. И вот еще одна замечательная актерская работа дебютанта-режиссера.
В фильме, как это повелось в последнее время в российских мега-мадиа-проектах, даже в эпизодах появляются "нехорьки": Серебряков, Ефремов, Лыков. Небольшую знаковую роль очень характерно сыграл Алексей Кравченко. На фоне всего этого мужского великолепия одна (зато какая!) женская роль – Белоснежка. Ее трогательно и забавно воплотила на экране Ирина Рахманова, заставив задуматься о том, что есть Родина-мать, а есть Родина-девка, шлюха, непорочная и грешная, как библейская Мария-Магдалина.
Можно еще долго описывать достоинства и сильные стороны "9-й роты": к ним относятся и ясность в изложении истории, т.е. сценарий (одна из самых "хромающих" составляющих современных российских фильмов), и "картинка", поражающая специфической "военной" красотой, снятая в горах Крыма и Узбекистана, и малое количество пресловутой компьютерной графики, что есть, безусловно, продюсерско-режиссерский подвиг – один настоящий взрыв самолета стоил 450 тыс. долларов.
Есть у картины и минусы. Их тоже немало. Во-первых, вторичность как самой темы, так и способа повествования. Ведь были уже в современном кино "Блокпост" (1998) и "Война" (2002), "Звезда" (2002), и "Штрафбат" (2004)...
Во-вторых, преобладание "внешнего" над "внутренним", визуального над чувственным (в этом смысле бондарчуково "Они сражались за родину" (1975) – кино-совершенство). Если покопаться, можно найти еще что-нибудь... Вопрос: надо ли? Ответ: не надо. Потому что в картине сына Федора есть главный, высший, на мой взгляд, смысл искусства: честность и искренность.
Я в конце фильма плакала. Вы тоже будете – уверена. А то, знаете, в последнее время стало модным, выходя из кинозала и утирая слезы, говорить: "Очень, очень слабая картина!"
Не лгите себе – вам понравилось.
|
|
| Русский "Апокалипсис сегодня"? Русская "Цельнометаллическая оболочка"? Русский "Железный крест"? Нет, это - просто "9 рота", режиссерский дебют Федора Бондарчука, первый в России настоящий военный фильм.
Не антивоенный. Не милитаристский. Просто военный.
Фильм не во славу русского оружия. Фильм во славу тех, кто отстреливался из этого оружия до последнего патрона.
Федор Бондарчук дебютировал в режиссуре в 38 лет: в этом же возрасте его отец, Сергей Бондарчук, снял "Судьбу человека" (1959). Отец воплотил коллективную память поколения, в одночасье повзрослевшего в ночь на 22 июня 1941 года. Сын - коллективную память мальчишек, не успевших стать мужчинами в горах Афгана, Абхазии, Чечни, далее везде.
В учебке легендарной 9 роты им вдалбливали в головы, что они никто: многоголовый дракон по имени "ВДВ". И, действительно, жизнь у Лютого и Воробья, Джоконды и Рябы, Чугуна и Стаса, чеченца Пиночета и прапорщика Хохла, была одна на всех. Как запасной магазин автомата, как тело святой гарнизонной шлюхи Белоснежки, как банка ворованной тушенки, как котелок со спиртом накануне так и не наступившего дембеля, как ежевечерний "концерт по заявкам", перестрелка с врагом, роднее которого у них не было и уже не будет никого.
Жизнь - одна на всех. Но смерть у каждого своя. Смерть на высоте 3234, где забытая рота прикрыла своими телами отход давно уже выведенных "за реку", на родину, частей "ограниченного контингента".
Связь не работала. Их не успели предупредить, что война закончилась.
Крик последнего солдата 9 роты тогда, зимой 1989 года, слышали только горы Афгана. Теперь его услышит вся страна.
* * *
В основу сценария Юрия Короткова легли реальные события. 9 рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка была чуть ли не самым легендарным подразделением советской армии в Афганистане. Многие называли ее "штрафная рота", так как попадали туда в основном отпетые хулиганы и сомнительные социальные элементы. Но именно из "Девятки" вышло наибольшее число героев Советского Союза. Перед началом съемок молодые артисты встречались с ныне здравствующими ветеранами-афганцами - бойцами легендарной 9 роты. Некоторым даже посчастливилось познакомиться с прототипами своих персонажей. Ветераны-десантники подтрунивали над салагами-артистами: "Эх, ребята, вас бы в армию месяца на три. Вот там бы вас подготовили к съемкам!"
|
|
| Глубокая ночь. Кудрявый молодой человек в очках (Мило Вентимилья), потея, жмет на кнопки джойстика, бродя по зловещим коридорам компьютерной игры. Кто-то там настойчиво старается его замочить и, наконец, добивается своего. Нарисованный человечек повешен, игра окончена. Расчувствовавшись, игрок делает звонок другу Хатчу (Джон Фостер), и тогда мы узнаем, что зовут его Лумис Кроули. Это, в принципе, неважно, поскольку знакомство будет недолгим. После короткого телефонного разговора Лумис некоторое время носится по дому, гонимый страшными видениями и звуками, и – оказывается повешен.
Двое безвестных геймеров, Уильям Брент Белл и Мэтью Питерман, взяли да и написали сценарий. Не покушаясь на религию-политику-философию и тому подобные вещи, написали, о чем знали – об играх и игроках. Получилось не очень внятно, но в целом неплохо. Сюжет прост и незамысловат, пока смотришь, напридумываешь себе больше и кровожаднее, чем окажется на самом деле.
Вдохновила сценаристов история о венгерской графине Элизабет Батори, получившей прозвище «Кровавая Графиня» за пристрастие принимать ванны из девичьей крови. Белл и Питерман быстренько переместили ее на задворки Нового Орлеана в некое «графство Геруш» и, судя по всему, наградили недюжинными способностями к программированию компьютерных игр. Очевидно, то ли движимая желанием оставаться вечно молодой и пьяной, то ли в силу скверного характера, эта благородная дама (Мария, кстати, Калинина) нарисовала хитрую игрушку и реально мочила всех попавшихся игроков направо и налево.
Соблюдая законы жанра, герои разбредаются поодиночке, только что договорившись «держаться всем вместе», тормозят, когда надо бежать, и отвлекаются на всякие глупости в самых ответственных местах. При этом предчувствие страха оказывается сильнее самого страха: атмосферу накаляют, накаляют – и вдруг в последний момент нагревательный механизм ломается. Но все эти кованые ограды, корявые деревья, кладбища, кареты на пустынных дорогах и быстрые вороные кони – жуть как красивы. За них спасибо. |
|
|
|