|
Рецензия на фильм Башни - близнецы / Всемирный Торговый Центр
|
Башни - близнецы / Всемирный Торговый Центр (World Trade Center) |
В то, что трагедия 11 сентября 2001 года останется без должной кинематографической рефлексии, не верилось с самого начала. Пять лет спустя Голливуд решился на двойной удар. Первым на экраны вышел так и не долетевший до российских широт «Рейс 93» англичанина Пол Гринграсса, в своё время доказавшего свою профпригодность «Кровавым воскресеньем». Но при всём уважении к режиссёрскому мастерству Гринграсса, фильм Оливера Стоуна ждали с куда большим волнением и надеждами. Во-первых, сюжет картины был связан с эпицентром террористической атаки – Всемирным Торговым Центром, во-вторых, режиссёрский опыт повидавшего виды Стоуна позволял рассчитывать на честное и правдивое расследование случившегося. Сумма этих слагаемых позволяла строить любые догадки, предположения, гипотезы.
11 сентября 2001 года группа полицейских во главе с сержантом Джоном МакЛахлиным осуществляла спасательную операцию в одной из башен ВТЦ. После обрушения здания в живых остались сам МакЛахлин и Уилл Химено. Обездвиженные, находясь под многотонными обломками ВТЦ, полицейские поддерживали друг друга разговорами-воспоминаниями, надеясь на скорейшее спасение. В это время их жёны – Донна МакЛахлин и Элисон Химено - делали всё от них зависящее, дабы вытащить мужей из этого железобетонного плена.
В основу сценария легли воспоминания главных действующих лиц. Андрее Берлофф оставалось лишь придать мемуаристике МакЛахлина и Химено необходимый кинематографический лоск. А Стоуну, в свою очередь, предстояло свести воедино две сюжетные линии (разговоры полицейских под завалами и операция по их спасению), не забыв при этом о необходимом градусе драматичности и щепотке пафоса. С чем режиссёр благополучно и справился, отрабатывая не более пятидесяти процентов от собственного потенциала постановщика. В его «Башнях» всё настолько правильно, выверено, цельно и добротно, что впору задаться – а где тут, собственно, Оливер Стоун? Автор, нашумевших кинорасследований «Никсон», «Дж. Ф. К. Выстрелы в Далласе», выводы которых устроили далеко не всех, снял визуальное приложение к всеамериканской скорби, не желая вдаваться в подробности, детали, неудобные факты. Конечно, Стоун снимал свой фильм о людях, героях тех страшных дней, сумевших выжить, доказавших на своём примере, что противостоять злу можно в любых ситуациях. Честь им и хвала! Непонятно, что интересного для себя в этом нашёл режиссёр, всегда отличавшийся радикальностью взглядов, и главное, никогда не боявшийся говорить об этом вслух, в том числе с помощью своих фильмов.
Едва ли не впервые Оливер Стоун выступил в качестве наёмного рабочего. Его попросили, он не смог отказаться. Потерян ли для кинематографа Стоун формата «Прирожденных убийц» и «Поворота» станет ясно после премьеры его следующего фильма. Пока же остаётся поблагодарить мастера за работу, отметить многочисленные рецидивы голливудских штампов, и ждать российской премьеры «Рейса 93». |
|
| Оливер Стоун давно вызывает уважение своей силой, свободой и смелостью. Лепит громко все, что хочет, будь то наркотики или политика, никого не боится. Но если "Александра" /Alexander/ (2004) еще можно было объяснить (с трудом, с натяжками, но можно), то "Башни-близнецы" /World Trade Center/ (2006) непонятны так же, как их русское название. Непонятно, для чего это все. "Гражданский долг" – не объяснение, потому что по-человечески гражданский долг можно выполнять каждый день, просто поддерживая сирот, инвалидов или бездомных собак, а если этого мало – отправляясь в Чечню, в Ирак-Ливан-Израиль, в голодающую Африку. Режиссерский долг – нечто иное. Моральные нормы в искусстве не работают без катарсиса. Если вообще работают, то лишь после него – после "захваченности", смеха, слез. Без всего этого мораль становится занудством, что ей далеко не полезно.
Первые четверть часа в "Башнях-близнецах" все ясно, красиво и даже напряженно. Николас Кейдж просыпается затемно, проведывает детей, отправляется на службу, рассветный Нью-Йорк отполирован розовым, быстро снята портовая полиция и уличное патрулирование. Потом тень "Боинга" мелькнула на небоскребе, всех срочно собирают в участке, все смотрят телевизор и никто не верит, как человечество глазам не верило, команда Кейджа (сержант МакЛафлин) отправляется к месту взрыва, и там полная неразбериха. Спецсредств не хватает, все пытаются действовать согласно должностной инструкции, но никто не знает, что будет в следующую минуту. Тут пока тоже напряженно – Стоун явно хочет сказать что-то про 11 сентября, из него ярость рвется – хотя уже слишком много рапида и каменного лица Кейджа. Но вот потом...
Два часа ожидания в руинах в темноте, разбавленных нервным ожиданием близких по домам – это просто провал по всему, что касается киноискусства. Все эти смертные муки и получение похоронок с фронтов Второй мировой, Вьетнамской, Пунической войн, а также во время тайфунов, землетрясений и других форсмажорных обстоятельств со всеми вариантами (капризные дети, заботливые родители, беспомощные друзья, задерганные чиновники, а также тишина, крик, терпение, паника, боль и забытье вплоть до явления Христа с бутылкой) были на экране тысячу раз. Но если снимают фильмы-катастрофы или военные мелодрамы, там на жанр накладывается развитие сюжета и борьба характеров, что в остатке дает нечто образное, чему можно сочувствовать. Между прочим, с ожиданием сочувствия мы шли и на "Башни-близнецы".
Не желая снимать катастрофу или мелодраму, Стоун честно занялся подробной реконструкцией событий. Только его персонажи – сержант МакЛафлин, полицейский Химено (Майкл Пенья), их жены (Мария Белло и Мэгги Гилленхаал), дети и т.д., включая спасателя-морпеха Дэйва Карнса (Майкл Шеннон) – это реальные, живые сегодня люди. Они сами могут все рассказать, и в их памяти уже есть та "кинохроника", к которой Стоун стремится. Да и у нас она уже есть, чего греха таить: самое сильное "кино" про 11 сентября – именно хроника из телевизора 11 сентября, которую каждый как-то увидел. При этом хроника не бывает умеренной и аккуратной ни из каких соображений честности. А Стоун, продолжая быть честным, всего лишь не стал ничего придумывать (сценарий Андреа Берлофф) и поплелся за общеизвестными фактами, дав их разыграть артистам в декорациях руин и взрывов. Артист Майкл Пенья искусно запылен и рыдает, артист Майкл Шеннон в форме морпеха проходит сквозь любой строй.
"Приглаженные" сценарием и еще пару раз "опосредованные" постановочностью, люди получились хорошие, но как бы никакие. Даже их "внутренний мир" не выходит за рамки общих мест. Заваленные в руинах ведут себя никак, ждущие дома – тоже никак, и вся "реконструкция" – вялое среднее арифметическое. Без "придумывания" всемирная хроника катастрофы стала вдруг частным случаем. Кого и в чем он убедит? Зачем декорации? Ради хрестоматийных разговоров о семье? Чем "двухчасовка добра", в сущности, отличается от "пятиминутки ненависти"? Что, кроме раздражения, может вызвать перебор? И единственные эмоции – только те, что возникают ассоциативно. Вспоминаешь о своих близких, которые в жизни тоже попадали, не дай бог, под машину, вдруг пропадали, болели и умирали. Потом прикидываешь, как бы ты сам вел себя в подобных обстоятельствах. Но это "параллельные" эмоции: ты – сам по себе, экран – сам по себе.
Сдерживаясь ради фактов, но не ограничившись хроникой, Стоун сел между двух башен и попал в дидактический тупик. Для Америки фильм, конечно, диссидентский – там 11 сентября практически без Буша и "антитеррористических" последствий. Но ожидания вечного смысла тоже не оправдались. Для вечности вместо катарсиса у этого смелого человека вышла робкая, рыхлая, банальная и невыносимо скучная лекция по выживанию в экстремальных ситуациях. |
|
| Человечество за свою историю пережило тысячи катастроф и трагедий. Некоторые из них забываются, но большинство оставляют свой неизгладимый след в истории. Последняя из подобных трагедий произошла 11 сентября 2001 года. Сомневаюсь, что остался в цивилизованном мире человек, который хотя бы не слышал о произошедшем. Я сам очень отчетливо помню тот день, когда телевизор не выключался ни на минуту, хотя на экране была лишь картинка горящего Всемирного Торгового Центра, а в нижней части ползла бегущая строка с последними новостями. Причем вживую трансляцию вел какой-то американский канал (по-моему, BBC) и новости приходилось читать по-английски. Вроде вчера было. Наверное, этим и отличаются мировые катастрофы, если уже был их свидетелем, то никогда не забудешь.
Конечно же, такой материал не мог не заинтересовать киностудии, но первые художественные фильмы на тему 11 сентября начали появляться только лишь через 5 лет после трагедии. И это правильно. Могу представить, как сложно еще раз переживать тот ужасный день людям, которые были тогда в Нью-Йорке. Не знаю, стало ли им легче за 5 лет, но в этом году киностудии перестали молчать, и вышло уже два художественных фильма, посвященных трагедии: «Рейс 93» и «Всемирный Торговый Центр».
История основана на воспоминаниях Джона Маклафлина и Уильяма Химено – нью-йоркских полицейских, которые одни из первых прибыли во Всемирный Торговый Центр и хотели принять участие в эвакуации людей из башен. К сожалению, успели они только собрать оборудование и войти в одно из зданий, которое тут же начало рушиться. Джон и Уильям оказались погребенными под тоннами бетона и металла. Они не могли двигаться, но переговаривались, рассказывая друг другу о своих семьях. Многие сходятся на мысли, что именно это общение и не дало людям погибнуть. И это было первым чудом. Вторым было их спасение. Некий Дейв Карнс в прошлом был морским пехотинцем, сейчас же занимал должность простого бухгалтера. Увидев падающие башни, он надел пылящуюся форму, постриг волосы и отправился в Нью-Йорк, надеясь помочь пострадавшим. Обследуя ночью развалины, Дейв услышал крик Химено и вызвал спасателей. Пробыв около 24 часов под обломками здания, полицейские были спасены.
Слишком серьезная трагедия, чтобы на ее фоне снять не впечатляющее кино. Нужно только передать всю горечь потерь и радость выживших. Оливеру Стоуну это удалось. Сложно сказать, как ему дали снимать подобное кино, учитывая его последний провал с фильмом «Александр», но в результате продюсеры не ошиблись. Стоун сконцентрировался не на политике или терроризме, а на судьбе двух человек, которые оказались в центре ужасной катастрофы. Фактически, башни падают уже на 20 минуте двухчасового фильма, а все остальное время зрителю предстоит наблюдать за полицейскими под завалом и их бесконечно переживающими семьями. В моменты подобных трагедий у людей обостряются доброта, человеколюбие и взаимовыручка. Мне, например, трудно представить, что чувствовали спасатели, опускаясь через узкие проходы под тонны бетона, реально рискуя при этом своей жизнью. Именно таким людям нужно ставить памятники, не смотря на то, что это их работа.
Фильм очень реалистичен и это его главный плюс. Николас Кейдж, который в большинстве фильмов играет абсолютно одинаково, здесь мне показался достаточно искренним. Может быть, свою роль сыграло то, что актер все экранное время провел под слоем грима и пыли, к тому же в темноте, но роль ему удалась. Майкл Пенья радует уже вторым фильмом со своим участием. До этого он мне очень понравился в «Столкновении».
Резюме. Сделан фильм достаточно профессионально, а, учитывая тему повествования, отрывать от экрана глаза абсолютно не тянет до самых финальных титров. Кино тяжелое, как и сама трагедия, но, тем не менее, оптимистичное. Хочется назвать фильм драмой, но язык не поворачивается. Ведь настоящая драма была 11 сентября 2001 года, а это лишь ее слабые отголоски.
Фильм о том, как это было
Будет интересен всем, кто не хотел бы забывать тот день
Зрелищность 4
Актёрская игра 4
Режиссура 4
Сценарий 4-
Общее впечатление 4 |
|
|
|