|
Рецензия на фильм Особо опасен
|
Особо опасен (Wanted) |
Молоденький клерк Уэсли Гибсон (Джеймс МакЭвой) пытается выдавить улыбку на очередной корпоративной вечеринке, мучаясь осознанием бессмысленности собственного существования: его лучший друг спит с его подругой, начальница терроризирует поручениями и наставлениями, банковский счёт таит на глазах. Всё меняется после встречи с Фокс (Анджелина Джоли), волоокой любительницей татуажа, спасающей Уэсли жизнь. Гибсон попадает на ткацкую фабрику, где умудренный сединами мужчина (Морган Фриман) рассказывает парню о тайном «Братстве ткачей», под знаменами которого собраны лучшие киллеры планеты, поддерживающие баланс сил в мире: убивая одного, они помогают тысячам. Уэсли будет предложено пройти обучение у лучших представителей Братства, после чего он может отомстить за убийство отца, ушедшего в мир иной с помощью пули некоего мистера Кросса…
Впервые отечественному режиссёру была предоставлена возможность вдоволь похулиганить на территории настоящего голливудского производства: 150-миллионый бюджет, звезды во главе кастинг-листа и т.д. Но, несмотря на уникальность ситуации, больше всего удивляет другое: похоже, Бекмамбетову и вправду позволили делать ровно то, что он хотел и задумал. «Особо опасен» оставляет ощущение чего-то живого, настоящего, авторского. Авторского не в привычном фестивальном смысле, а в контексте сотрудничества большой студии и самобытного режиссёра, рискнувшего взвалить на плечи проект, неумелое обращение с которым грозило полным фиаско. Впрочем, продюсеров можно понять: большому Голливуду необходим прилив свежей крови, иначе и без того болотистый летний сезон блокбастеров может превратиться в трясину самоповторов и банального отсутствия новых идей. Бекмамбетов выданные авансы оправдал, раскрасив стандартную по сюжету историю непривычными для США кинокрасками.
Несмотря на доростоящий антураж, включая трюки, спецэффекты и Джоли, режиссёр обращается к своей излюбленной теме – теме Судьбы. Как и в своих российских картинах Бекмамбетов пытается вычислить код, алгоритм действий этой изменчивой особы. Никаких открытий режиссёр на этом пути не совершает, но добавление подобных размышлений в экранизацию комикса трансформирует картину в кино реалистичное, жёсткое, а не мультяшно-инфантильное, как чаще всего и бывает. Над сценарием трудилась троица Хаас-Брандт-Морган, но Бекмамбетов в итоге изначальный материал до нужных себе кондиций довёл. Оставив визуальное великолепие перестрелок, драк и погонь он привнёс в мифологию комикса то, о чём пытался сказать и показать ещё в «Дозорах». Тогда не получилось, то ли опыта не хватило, то ли денег, а может и авторской смелости, наглости. Зато сейчас, когда собственную автономию в «тылу врага» удалось отстоять, всё сошлось там, где нужно.
Можно поздравить и Голливуд. Среди сонма мечтающих о работе на лучшую киноиндустрию мира режиссёров боссы Universal нашли скромного профессионала, который просто приехал и сделал, что от него требовалось. Сделал профессионально. С чем можно поздравить уже самого Тимура и всех зрителей. |
|
| Феерическое зрелище. Презентация возможностей современных информационных технологий и их роли в кинематографе. Ну что ж… пока люди смотрят, такие фильмы будут снимать.
Не надо задумываться о сюжете, характерах главных и второстепенных героев и, боже упаси, об идеологии фильма. Да и вообще задумываться в данном случае не надо – это только повредит. Если же мозг вам сигнализирует о том, что что-то здесь не так – смело отправляйте его на покой часа на два. Пусть отдохнет после нелегкого трудового дня.
Абсолютно бредовый сюжет компенсируется красивейшими трюками и спецэффектами. Дух захватывает, когда Анджелина и Джеймс бегают по крыше поезда, садятся в машину на бешеной скорости, умеют направлять пули так, как душе их будет угодно с абсолютно непроницаемыми лицами.
В этом фильме есть все – убийства, погони, драки, мухи, крысы, падение поезда в пропасть, ну и конечно же Матрица. Какая ирония судьбы, однако. Десять лет назад Морфей предложил нам две пилюли. Выпив одну из них, мы оказались бы в реальном мире – ужасном и агонизирующем. Таком, каков он есть на самом деле. Выпив другую – продолжили бы жить в красивой компьютерной фантазии, где спецэффекты заменяют настоящее кино фальшивой, но яркой и соблазнительной коммерческой оберткой.
Что выбрали мы? Наше дело. А киноиндустрия выбрала деньги. Так что теперь – "Особо опасен" на наших экранах рекламирует водку, а главный герой вопрошает растерянно – "Кто я?"
Хороший вопрос. Но на него фильм забывает дать ответ, предлагая взамен концовку под стать американским комиксам. Герой остался один, он выполнил свой долг, он свободен. А свободны ли мы? Или же до сих пор живем в "Матрице". Голые, жалкие, немощные, одинокие.
Это грустно и смешно на самом деле. Десять лет назад в фильме, покорившем сердца миллионов, спецэффекты были средством для того, чтобы донести до зрителя суть. Сегодня же они являются целью лишь для того, чтобы усыпить наш мозг и заработать на этом деньги. |
|
|
|