Берем "Энциклопедию кино". Читаем в ней: "Ренни Харлин - финский и американский режиссер, продюсер. Настоящие имя и фамилия - Ренни Лаури Мауритц Харьола. Один из немногих представителей европейского кино, сумевший вписаться в голливудскую кассовую киносистему." И если мы прочли эти строки после того, как посмотрели фильм "Глубокое синее море, снятый именно этим финским парнем, то признаем, что иногда энциклопедические определения бывают удивительно меткими.
"Глубокое синее море" - самая голливудская лента Харлина из тех, которые мне привелось (удалось, пришлось) увидеть. А видел я "Скалолаз", "Крепкий орешек-2" и "Долгий поцелуй на ночь". В сущности, режиссер-космополит принес все жертвы, какие только мог, в угоду создания стопроцентного зрелищного блокбастера, вычистив любые намеки на интеллектуальное или игровое кино. Все, что можно было взорвать, взорвано. Весь набор спецэффектов, которые позволяют применить морские съемки, применены. Очень часто это приносит хороший результат. Больше всего запоминаются съемки подводных сражений с акулами (кстати, созданными на компьютере). В эти минуты некий холодок все-таки продирает по коже. Ну, а когда стальные конструкции трескаются, как картон (каковым, возможно, и являются) - тут никакого сопереживания почему-то не возникает. В итоге получился фильм, который окупил себя, но совершенно не оправдал возложенных на него надежд (а он должен был стать главным блокбастером лета-99).
О сюжете. Бригада ученых работает на научно-исследовательской станции в открытом океане. Их цель - анализ особенностей гигантских акул, в строении которых скрыт ключ к излечению многих болезней головного мозга. Доктор Сьюзан Макалистер, заработавшая себе репутацию "синего чулка", что абсолютно не стыкуется с ее сексапильной внешностью - в первых рядах исследователей. На станции пашет также и отважный Картер Блейк, который и ныряльщик, и философ (на вульгарном уровне), и просто красавец мужчина. Он все пытается навести какие-то мосты с доктором Сьюзан, да все как-то не получается. И вот на станцию прибывает человек с секретной миссией (Сэмюэль Джексон). Тут акулы, почуяв что-то совсем недоброе, начинают атаковать людей. Станция содрогается от их ударов, откушенные руки и ноги становятся зрелищем столь же привычным, что и грузины на фруктовом рынке, а ученые превращаются в обычных людей, озабоченных только тем, как бы выжить в этой катавасии. И дальше начинается то, что позволило одному критику назвать "Глубокое синее море" "Десятью негритятами" под водой".
Может быть, результат был бы более позитивным, если бы ведущие роли исполняли актеры чуть более известные и гибкие, чем Томас Джейн и Саффрон Барроуз. И он, и она, в сущности, умеют изображать только одну эмоцию - глубокую озабоченность. Томас Джейн еще может широко улыбаться и убийственно смотреть из-под бровей. Для того, чтобы сыграть людей, оказавшихся на грани, этого безумно мало. Джордж Клуни сыграл бы Картера Блейка в сто раз достовернее, а какая доктор Сьюзан Макалистер могла бы получиться из Вайноны Райдер! |