Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Высадка "Черного ястреба" / Падение "Черного ястреба"


Высадка "Черного ястреба" / Падение "Черного ястреба" (Black Hawk Down)

1993 год, где-то неподалеку от Сомали. Американские генералы склоняются над картой. Им пришла в голову удачная (как всегда) идея надрать задницы сомалийским сволочам. Особенно не потрафили им два сомалийских лидера, которые концентрируются в здании где-то в центре Могадишо. Решение простое: выделяются несколько формирований, которые должны высадиться в этом городе и захватить двух подонков (от произнесения их имен прошу меня уволить). В формировании - элитные вояки из подразделения "Дельта" и диверсионно-десантная группа. И пролетели вертолеты... По идее, вся операция должна была занять пару часов. На карте все выглядело красиво и даже изыскано. Но в жизни все пошло вкривь и вкось, и операция в Могадишо превратилась в настоящее сражение, унесшее жизни 18 американских парней.

Антиглобалистам такое кино понравится. Американская самодовольная тупость показана здесь во весь рост. И непонятно, чего ж хотел выразить Ридли Скотт. Во всяком случае, не воспеть осанну американскому оружию. Настолько бездарно проведенной операции я в кино, пожалуй, не наблюдал. Ведь здравомыслящий человек не пойдет через болото, если не знает, где там надежная тропа. Американские вояки направлялись в Могадишо, как в тренажерный зал. У них не было никакого запасного варианта действий на тот случай, если вдруг местные начнут оказывать какое-то сопротивление. Когда в доблестных рейнджеров начали из-за каждого угла пулять из "калашей" и ракетных установок, операция рассыпалась на мелкие осколки. Вместо цельного подразделения, спаянного общей задачей, получились группки растерянных людей, не вполне понимающих, что вообще происходит. А главной мыслью командиров стало - как поскорее убраться из этого чертового Могадишо.

Честно говоря, я не питал никаких иллюзий насчет этого фильма. Есть приличный негативный опыт голливудской милитаристской жвачки. Я опасался, что Ридли Скотт сделает ура-патриотический блокбастер, причем в конце кто-нибудь обязательно поднимет звездно-полосатый флаг, и пожилой генерал с жесткими складками вокруг рта отдаст честь (флагу). Слава Богу, ура-патриотизма в фильме почти нет. Вообще-то, в нем трудно уловить хоть что-то, напоминающее "идею". В одном из разговоров между рейнджерами звучит мотив, который можно считать ключевым: простые парни вынуждены сражаться потому, что козлы в кабинетах хотят удовлетворить свои амбиции. Рейнджеры понимают, что Америку в Могадишо защищать невозможно, а то, что называется "защитой американских интересов" - понятие очень расплывчатое, им можно оправдать любой выстрел. Но я не могу сказать, что Ридли Скотт проводит эту идейную конструкцию сквозь весь фильм. Он просто ее вскрывает мимоходом - и ваше дело, принимать ее за "идею" фильма или отбросить в сторону.

Что хорошо - так это трепанация картины боя. Сейчас объясню. Минут 110 экранного действия - это сплошная пальба, довольно хаотические перемещения людей и машин, причем все американцы - на одно лицо, поскольку одеты одинаково, стрижки у них стандартные, физиономии перепачканы грязью и гарью. Тома Сайзмора можно узнать только по общей массе - ширина и толщина выделяет его среди прочего армейского контингента. Актерской игры никакой - тот же Сайзмор только и делает, что ездит туда-сюда на броневике и жутко матерится. Сомалийцы тоже - на одно лицо, потому что все чернокожие и худые, как узники Освенцима. Они отличаются друг от друга только тем, что у одних в руках автоматы, а у других - "стингеры" на плече. Однако хаос этот, как я подозреваю, создавался Скоттом намеренно. В каждом эпизоде чувствуется режиссерская рука. Несколько раз я специально пытался найти что-то лишнее в кадре, но так и не смог. Весь этот бардак пронизывает просто колоссальное напряжение, которое, как говорят артхаусные кинокритики, "можно резать ножом". Внутри сумятицы боя Скотт обнажает тяги, приводящее его в действие. Механика войны (причинно-следственные связи между ее отдельными эпизодами, последствия решений командиров, значение личной инициативы, роль простых человеческих инстинктов) показана не то, чтобы блестяще, но весьма и весьма убедительно.

Нет, это не эпос, не "Апокалипсис сегодня", не "Взвод" - но зато и не "Спасение рядового Райана". Сплошной суровый реализм - и ничего, кроме реализма. Классика военного кино потому и называется классикой, что в ней, кроме жестоких картин боя, есть что-то более высокое по значению. Есть попытка осмыслить кровопролитие или преподнести его в неожиданном идейном обрамлении. Ридли Скотт ничего похожего не делает. Он просто показывает, как это бывает, полностью оправдывая подзаголовок книги Марка Боудена, по которой снимался фильм ("История современной войны"). "Высадка Черного ястреба" впечатляет, но не потрясает. Хорошо в фильме то, что из военной драчки Скотт не скатился в сопли и пафос. За это ему большое спасибо от всех любителей хорошего милитаристского экшна.

И последнее. Я буду сильно удивлен, если в ближайшее время не появится ролевая компьютерная игра по сюжету "Ястреба". Картинка, созданная Ридли Скоттом, идеально подходит для этого жанра.
Аннотация фильма "Высадка "Черного ястреба" / Падение "Черного ястреба""Джон Сильвер (www.kino.orc.ru)
Купить постер к фильму "Высадка "Черного ястреба" / Падение "Черного ястреба""      Купить DVD к фильму "Высадка "Черного ястреба" / Падение "Черного ястреба""

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс