Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Гибель империи


Гибель империи ()

Сначала одно личное наблюдение.C некоторых пор начал считать себя новообращённым верующим (православным, естественно). До этого многие события "славного" революционного прошлого России воспринимал исключительно механически, без анализа, часто доверяя тому что читал в русофобской прессе и узнавал из пропагандистких телепроектов. Когда прикоснулся к тому, что именуется "вера наших предков", то тут такие "чудеса" пооткрывались, что поневоле испытываешь оторопь. Вопреки активно вдалбливаемой нам соответствующими масс-медиа информации о "зловещем имперском шовинизме" некоторых "русских националистов", невольно хочется спросить себя: чем так ненавистно имперское государственное устройство той же России для тех, кто контролирует сейчас в нём все (или почти все) природные ресурсы, экономику, печатные и телевизионные СМИ? Почему многие продавшиеся Западу олигархи методично гноят эту тему в своих выступлениях? Не потому ли что только православной империи (в мистическом смысле) под силу дать отпор той западной хищной саранче, которая всегда смотрела и смотрит на былую Святую Русь, как на стадо баранов, участь которых (в лучшем случае) - обслуживать заморских плебействующих паразитов. Если всмотреться, то Запад всегда ненавидел Россию, - коммунистическую в недалёком прошлом и теперешнюю (непонятно какую). Но особенно ему претит идея Российской монархии с царём во главе. Ведь царь, как оказалось (и фильм "Гибель империи" помогает осознать эту мысль), - это не столько декоративный светский титул, сколько Помазанник Божий, наличие которого во главе государства мистическим образом удерживает державу от анархии и прочего зла. Предали царя - и некогда мощная империя в одночасье рухнула. Попустили врагам убить Божиего Помазанника - началась повсеместная братоубийственная кровавая баня (с гражданской войной, коллективизацией, ГУЛАГом и массовыми судами и расстрелами. Про Великую Отечественную и говорить не приходиться).

Теперь о главном. Для воцерковленного православного человека отношение к телевизору всегда было однозначно настороженным. Это и понятно: данное устройство давно переросло рамки чисто информационного средства коммуникации, превратившись (особенно со времён горбачёвской "перестройки") в рассадник разношерстной духовной отравы, пропагандирующей распущенность нравов, культ лёгкой наживы, жестокость, а то и откровенный сатанизм. Между тем, в пылу неофитовского пыла многие из нас забывают о том, что телевидение может быть мощным оружием не только в насаждении мракобесия, но и в проповеди евангельских тем и идеалов. По личным наблюдениям автора, в последние годы эфир российских (и частично украинских) телестудий стал мало-помалу транслировать многосерийные телефильмы, которым не чужд элемент православного взгляда на проблемы войны ("Штрафбат",например) и великодержавного патриотизма.

Прежде чем приступть к оценке примечательного телефильма "Гибель империи", хотелось бы обратить внимание читателя на следующие обстоятельства. Производство телевизионных сериалов и мыльных опер давно уже превратилось в весьма доходную отрасль шоу-бизнеса. Пайщики такого рода продукции почти всегда амортизируют свои расходы через рекламное время, стоимость которого на центральных ТВ-каналах достигает порой невероятных цифр. Можно не сомневаться, что и создатели одиозной "Бригады", и творцы и бесовской "Мастера и Маргариты" с лихвой окупили свои затраты. Мне неизвестны точные цифры доходов телепредринимателей (да и вряд ли есть необходимость проявлять к этому интерес), но меня не покидает уверенность, что российские сериалы с ярко выраженным нравственно-патриотичным звучанием также делают у себя на Родине (да и в странах ближнего зарубежья) высокие рейтинги. Вспомним, к примеру, "Идиот" В.Бортко, который взахлёб смотрела как рафинированная, так и подростковая аудитория (впервые за долгие годы открывшая для себя всю глубину и мощь произведений Достоевского).

Что же касается неудачной судьбы на украинских телепросторах высокобюджетного историко-приключенческого российского минисериала "Гибель империи", то сей факт после ознакомления с картиной кажется вполне закономерным. Впрочем, и в самой России вокруг данного телепродукта витает что-то вроде "заговора молчания" (если не считать того, что ему была присуждена премия "Золотой орёл"-2006, учреждённая Никитой Михалковым, чья студия "Три Тэ" принимала деятельное участие в съёмках). В чём тут дело? Казалось бы - в эпоху расцвета сериальной индустрии, качественный продукт, к созданию которого были привлечены ведущие кадры отечественного киноцеха (от титулованного режиссёра В.Хотиненко до исполнительской команды, где даже в малозначительных ролях были задействованы популярные актёры и актрисы) просто обречён на медийное внимание и зрительский интерес. Но в отличие от кровавого "Бандитского Петербурга" или бестолково-"гадалочного" "Исцеления любовью" рассматриваемый фильм прямиком вышел только на DVD и видео. Официального телеэфира Украина ему не предоставила.

Данная работа Владимира Хотиненко (до этого снявшего "Зеркало для героя", "Спальный вагон", "72 метра" и сильную драму "Мусульманин" с Евгением Мироновым), как оказалось, своей тематикой вскрывает многие язвы современной духовно-политической ситуации, царящей на Украине, хотя действие картины датировано 1914-1918 годами. Каждая из 10-ти серий имеет свой (острый) сюжет приключенческого содержания, показывая работу российской контрразведки в период начала Первой Мировой войны и большевистского октябрьского переворота. Лента снята по произведению Леонида Юзефовича, одного из ближайших литературных конкурентов Б.Акунина. Сквозным героям всех серий - капитану-контрразведчику Костину (фактурный для военных ролей Александр Балуев, как всегда, на высоте) и офицеру царской "госбезопасности" Нестеровскому (неожиданно благородный Сергей Маковецкий) - в каждом эпизоде фильма приходится выводить на чистую воду работающих под прикрытием агентов Антанты и противостоять маргинальной большевистской шпане, попутно отчаянно наблюдая за той пагубой, в которую ввергают Россию её идеологические враги.

Это кажется несколько странным, но съёмочный период "Гибели империи" проходил на порядок раньше известных "президентских" событий в Украине. Однако от серии к серии авторы вовлекают зрителя в ту жуткую атмосферу бунтарской стадной истерии, которую параллельно с производством ленты испытывала половина жителей Украины во время "оранжевой" революции - 2004. И вот мы видим, как в одночасье, поддавшись безбожно-цепной, революционной реакции разваливается российско-германский фронт, кухарки ополчаются на благочестивых хозяев-дворян, ни в грош не ставится Православная вера, рушатся веками укреплявшиеся нашими предками основы самодержавного государства, которое давно представлялось "мировой закулисе" огромным "лакомым (геополитическим) куском".

Любопытна 9-я (если мне не изменяет память)серия, содержание которой почти целиком разворачивается в Киеве образца 1918 года. Никаких демонстраций, никаких кампаний гражданского неповиновения царским властям: всё тихо, буднично, прозаично, даже умилительно спокойно (в отличие от объятого большевистским террором Петрограда). Вот только власть в столице матери городов русских поделена между немецкими оккупантами (чего я, например, по своему невежеству до этого фильма не знал) и гетьманом Скоропадским, соратники которого наивно полагают, что красная чума обойдёт Киев стороной. Но особенно интересно то, что в "киевском" эпизоде из уст украинского персонажа (обращающегося с "челобитной" к главе германских оккупационных войск) слышатся до боли знакомые слова: "Ни вам, ни нам не выгодна сильная Российская империя. Поэтому вы, вероятно, согласитесь с тем, что в интересах обеих сторон необходимо поддерживать любые политические силы и действия, направленные на подрыв существующего в ней порядка".


"Гибель империи" - сериал для думающих и размышляющих, которым небезразлична дальнейшая судьба их Родины. Впрочем, его крепкая, массово-культурная (в хорошем смысле слова) стилистика способна заинтересовать и молодых телезрителей. Символичны финальные кадры картины: примкнувший на Кубани к Белому движению контрразведчик Костин, желая сделать приятный жест своей подруге (М. Миронова) подходит к уличной торговке цветами, в которой неожиданно узнаёт встреченную им в лесу (ещё в 1914 году накануне Первой Мировой) заблудившуюся отроковицу. Только сама девушка ничего подобного не помнит и отрицает былое знакомство, после чего сняв мантию и оголяя обритую голову лукаво спрашивает: "Что, такой я тебе не нравлюсь?.." Наблюдая, как одетая во всё чёрное странная цветочница (символизирующая "смерть") медленно удаляется вдаль, опешивший герой Балуева произносит: "Господи, спаси и сохрани!".

Вполне могу согласиться с тем, что этот фильм является социальным заказом со стороны российского правительства. Но если администрация Путина осознала необходимость создания телевизионных кинопроектов, направленных на осмысление уроков истории, то меня это только радует.
Аннотация фильма "Гибель империи"Борис Швец
Купить постер к фильму "Гибель империи"      Купить DVD к фильму "Гибель империи"

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс