Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Фонтан


Фонтан (The Fountain)

"Фонтан" Даррена Аронофски начинает бить там же, где закончился "Апокалипсис" Мела Гибсона, и быстро разбивается на три струйки, три совершенно разных фильма. В первом бородатый и лохматый конкистадор Томас Крео (Хью Джекман) по заданию испанской королевы Изабеллы (Рейчел Вейс) яростно прорубает сквозь джунгли Латинской Америки путь к мифологическому Древу Жизни, дарующему бессмертие.

Во втором слегка взъерошенный и небритый доктор Том (тоже Джекман) отчаянно ищет лекарство от рака, способное спасти его умирающую жену (снова Вейс; как и в "Преданном садовнике", все самое важное тут она играет лежа в ванне). В третьей истории, якобы происходящей в глубоком будущем, герой Джекмана уже выбрит наголо и почти умиротворен.

В прозрачной сфере, сидя в позе лотоса рядом с тем самым Деревом, высохшим, но вроде бы еще живым, он мчит сквозь черноту космоса к месту рождения новой галактики и жует сухую кору, а актриса Вейс летает вокруг бледным призраком. Эти три информационных потока перетекают друг в друга столь причудливо, что нельзя не признать: даже тот, кто досмотрит "Фонтан" до конца, вряд ли будет способен сразу сообразить, о чем было кино.

Действительно, похоже, что перехваленный сверх меры по результатам двух предыдущих картин ("Пи" и "Реквием по мечте") Аронофски дал маху и вместо революции в жанре кинофантастики отделался небольшим контрреволюционным путчем. С другой стороны, тот же "Пи" был в высшей степени странным фильмом, а что до "Фонтана", то в ходе шестилетних ссор с продюсерами и актерами его сценарий Аранофски неоднократно переписал, а бюджет ужался с 70 миллионов до 35. Где и когда
Адреса кинотеатров Москвы

Так стоит ли удивляться, что долгожданное кино примерно в той же мере напоминает фантастику, что и "Солярис" Тарковского, а вместо обещанного рывка к звездам режиссер осуществил погружение в дебри метафизики?

Беда в другом - Аронофски со своим кодом перемудрил безбожно. Порой кажется, что стесненный в средствах режиссер даже не фильм снимал, а мстительно и увлеченно сочинял шифровку. Вот, скажем, имя единого в трех лицах главного героя. Это же "Фома верящий" (creo - по-испански и есть "я верю"), человек, которому только что стигматы показали, чтобы он разглядел в свой микроскоп воскресение Христа.

Дотошный зритель в итоге разберется, что снимал Аронофски - трагическую историю о несовместимости вечной любви с вечной жизнью или метафору круговорота смертей и рождений. Другое дело, что прикасаться к такой совсем не умиротворяющей теме и так не всякому хочется. А тут и вовсе с тобой разговаривают вполоборота или повернувшись спиной, сочетая фантастические аллегории с тоскливой мелодрамой и печальными космическими пейзажами. Ну да, мы все там будем. Но неужели бессмертие души - это так уныло?
Аннотация фильма "Фонтан"Василий Степанов,Time Out Москва (http://timeout.ru)
Купить постер к фильму "Фонтан"      Купить DVD к фильму "Фонтан"

Отзывы к фильму


Нейрохирург Том Крео проводит опыты с обезьянами, пытаясь остановить процесс размножения раковых клеток. У его жены Иззи опухоль мозга. Каждый новый день может стать для неё последним, а потому работа ведётся почти круглосуточно. Эксперимент с экстрактом коры экзотического дерева даёт неожиданный результат: генетический механизм старения клеток остановлен. Крео чувствует, что как никогда близок к разгадке. Иззи даёт мужу свой незаконченный роман «Фонтан», об испанском конкистадоре, отправленном королевой на поиски Древа Жизни… В далёком будущем мужчина медитирует внутри загадочной Сферы, летящей в космическом пространстве. Он ухаживает за деревом, общаясь с ним как с живым существом…

С момента выхода на экраны предыдущей картины Даррена Аронофски минуло шесть лет. С 2002 года, когда «Фонтану» был дан зелёный свет, сценарий и замысел будущей картины претерпели ряд существенных изменений: кастинг, место действия, бюджет. По большому счёту, всё это не имеет прямого отношения к фильму, с другой стороны, зачастую именно подобная «околокиношность» влияет на конечный результат. Наверняка Аронофски прекрасно понимал, что после триумфального «Реквиема», быстро превратившегося в мини-культ для любителей американского indie-movie, зритель поблажки не даст, а, напротив, будет судить по гамбургскому счёту, оценивать исходя из собственных ожиданий. Проще говоря, у режиссёра был один единственный выход – снять пусть не шедевр, но картину, за которую будет не стыдно в контексте предыдущих, обласканных фестивальной публикой, работ.

Цель, как известно, определяет средства её достижения. «Фонтан», в этом смысле, не стал исключением из правил. В атмосфере и настроении всей картины чувствуется желание режиссёра доказать, что он может не просто повторить предыдущий успех, но и развить его. Для этого Аронофски обращается к сложной теме Жизни и Смерти. Скрещивание трёх сюжетных линий (прошлое – настоящее – будущее) недвусмысленно намекает на амбиции режиссёра, а именно – не просто поведать ещё одну историю любви, но и осмыслить её, насытив картину множеством эзотерических аллюзий. Легко озвучить, трудно исполнить.

В итоге Аронофски проваливается и тонет в болотце им же созданных смыслов. ВременнАя карусель с конкистадорами, нейрохирургами и медитирующими мужчинами в сферах радуют глаз лишь поначалу. Ближе к середине, когда замысел режиссёра начинает сочиться из каждого кадра, все эти «полёты во сне и наяву» производят впечатление избыточных функций, важных поначалу, но совершенно необязательных в конце. У самого же Аронофски уже просто не остаётся выбора, на этом приёме построена вся картина, и зритель вынужден следить за своеобразным триптихом до финальных титров.

Главная проблема «Фонтана» не в низком уровне реализации (с этим у Аронофски, как всегда, всё в порядке), а в центральной идее, визуализации которой и посвящена лента. Режиссёр сам повысил ставки до предела, неверно (или самонадеянно) рассчитав собственные силы. Пока что Аронофски всё же спринтер, умеющий ёмко и ярко реализовывать задуманное в рамках скромных средств и ресурсов. Проект «Фонтан» – изматывающий марафон, выиграть который режиссёру не удалось.
Аннотация фильма "Фонтан"(с) Станислав Никулин (http://kinomania.ru)
Купить постер к фильму "Фонтан"      Купить DVD к фильму "Фонтан"

Отзывы к фильму


Симфония души, или путь к самому себе длиной в 1000 лет

«Фонтан» Даррена Аронофски ждали очень долго и возлагали на него огромные надежды. Тем не менее, заявивший о себе лентой "Реквием по мечте", Даррен был явно перехвален, и причем по всем параметрам: продолжительный видеоклип был воспринят как пессимистичный кинофильм, банальная полуторачасовая агитка – как высокохудожественная история о том, что иногда могут делать с человеком его мечты. Именно поэтому мы со всем имеющимся в наличии скептицизмом, от третьей по счету ленты Аронофски ничего хорошего не ждали. А то, что фильм был освистан осенью на кинофестивале в Венеции, эти ожидания лишний раз усилило. Однако лишь посмотрев «Фонтан» и отходив под впечатлением добрых несколько дней, можно только удивиться реакции венецианской публики и восхититься тем, что преподнес перед зрителем в своей новой работе режиссер.

Обычный любовный сюжет, история двух людей, в фильме Аронофски рассматривается сквозь призму вечных категорий жизни и смерти, материи и духа, конечности земного быта и бесконечности человеческого бытия. Поистине редко не только в современном, но и в кинематографе вообще, встречается такая тесную связь онтологии и экзистенциального, когда одно – ключ к пониманию другого. В этом плане даже технический ход с замещением спецэффектов будущего микросъемкой химических реакций предстает чем-то символичным: диалектическим единством противоположных по сути макрокосмоса и микрокосмоса.

Однако «Фонтан» – это не просто фантастическая экзистенциальная мелодрама; это личный путь к обретению Самости длинною в тясячу лет, симфония человеческой души, исполненная поэтикой, личной философией и самой разнообразной культурной символикой. Явная отсылка к майянской мифологии и буддийской этике тут важна как иллюстрация важнейшей для понимания фильма идеи: путь к бессмертию лежит не через бренную материю, а через сферу духа: лишь отказавшись от телесной оболочки и пройдя путь духовной аскезы, можно обрести "невыносимую легкость бытия" и просветление.

Этот контраст четко обозначен и в самом фильме на примере противопоставления Тома-конкистадора и Тома из будущего. Для первого путь к бессмертию лежит через джунгли Латинской Америки, заболоченные тропики и необхоженные дороги. Жаждущий бессмертия тела, он в итоге оказывается вовлеченным в бесконечный и замкнутый круговорот материи, которая лишь меняет внешний вид, плавно перетекая из одной формы в другую, но остается на той же ступени, не выходит за обыденные рамки. Иная участь уготована Тому-астронавту, парящему во вселенской взвеси; его путь к бессмертию – сквозь световые годы космического пространства прямо туда, где рождаются звезды. Однако вся внешняя атрибутика этого пространства будущего далека от той, какую зритель привык видеть в других фантастических фильмах: если средство передвижения – то не шаттл, а прозрачная сфера, если парящий астронавт – то не в скафандре, а в тряпичной одежде и в позе лотоса, если и занят чем-то – то не технической работой, а медитацией. Аронофски подчеркнуто нестандартен, его мир будущего – не клишированный гимн в торжество развития человеческого разума и технократии, а созерцательность человеческого духа как первоосновы существования.

Однако самым важным в композиции повествования является все же современный сегмент: история онколога и его смертельно больной жены. Эта часть - связующее звено между прошлым и будущим, между духом и телом, между запутанными, но замкнутыми джунглями Земли и бесконечными просторами космоса. История королевы Испании и ее конкистадора здесь – содержание неоконченного романа Иззи, а далекое будущее – логическое продолжение тенденций настоящего, где засыхающее дерево предстает как метафора постепенно умирающей жены, придающей своему мужу жизненные силы даже в безысходной для нее ситуации. Именно в этом пласте повествования содержится ключ к пониманию смысла всего фильма; он - в отношении к смерти.

Неизлечимо больная Иззи приняла факт своей наступающей кончины как данность и нашла успокоение в майянских мифах о перерождении души и понимании смерти как акта созидания. В то короткое время, отпущенное Иззи судьбой, она в предсмертные дни находит гармонию и умиротворение. Томми же, напротив, живет даже не любовью, а страхом потери любви, что делает его рабом собственного непонимания истинной сущности вещей: он бессмысленно тратит время не на общение с любимой, а на поиски чудодейственного лекарства, упуская тем самым безвозвратно утекающие мгновенья, которые должно было бы наполнить единением друг с другом, а не бесплодными опытами в лаборатории.

Сумеет ли он перебороть себя, смириться и достигнуть просветления? Переплетая времена, людей, жизни и смерти, Аронофски ответит на этот вопрос, но каждый истолкует этот ответ по-своему. Единственным мотивом, способным поддержать интерес зрителя к ленте, является его способность к эмоциональной отдаче и эмпатии. Для меня "Фонтан" явился даже не столько фильмом, сколько неким полуторачасовым интимным переживанием, совершенным в своей визуальной эстетике, безумным в замысле и личным в плане восприятия. И хоть причины оглушительного провала на премьере в Венеции остаются неясными, бесспорным является тот факт, что фильм займет достойнейшее место в антологии современной кинофантастики. Не ясно лишь другое: а сумеет ли этот проект-мечта Аронофски пройти испытание временем, став одним из знаковых киноявлений данной эпохи, какими когда-то явились «2001: Космическая одиссея» Кубрика и «Солярис» Тарковского? Однозначно, что вакансия на это место пока свободна, и займет ли ее творение Аронофски – лишь время покажет.
Аннотация фильма "Фонтан"Карен Аванесян (http://kinomaniac.ru)
Купить постер к фильму "Фонтан"      Купить DVD к фильму "Фонтан"

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс