Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Марадона


Марадона (Maradona by Kusturica)

Этот фильм Эмира Кустурицы посвящен невероятной истории жизни Диего Марадоны — великого футболиста, чемпиона мира, борца с несправедливостью, падшего кумира, но все равно идола тысяч людей по всему миру. От Буэнос-Айреса до Неаполя и Кубы, Кустурица ведет нас сквозь жизнь этого удивительного человека, от первых шагов до всемирного признания, от пика славы к трагическому закату. Единственный в своем роде документальный фильм об «игроке века», снятый его самым горячим фанатом.

«Жизнь как чудо»

В судьбе аргентинского футболиста, а точнее, в непостижимом крахе его карьеры, есть загадка, притягательная для любого кинематографиста. Весь вопрос в том, как подойти к этой скользкой и явно болезненной для героя теме. Кустурица, как он уверяет, при съемках фильма совершенно не собирался совать нос в чужие дела и играть роль папарацци, а лишь хотел нарисовать портрет великого человека. Режиссер не задает провокационных вопросов и не требует от своего героя публичной исповеди: фильм выстроен в формате ненапряженной беседы. Однако снова и снова Марадона перед камерой обличает себя и сожалеет о годах жизни, отданных кокаину. Кустурица не делает эту тему интригой фильма — для этого он слишком человечен. Тем не менее, она становится нервом картины, ее эмоцией и движущей силой, на фоне того, как обсуждаются социальное неравенство, революция и футбол.

«Если бы этот человек не стал футболистом, он стал бы революционером», — авторитетно сообщает за кадром режиссер, в то время как Марадона демонстрирует свои татуировки с ликами Че Гевары и Фиделя Кастро. «Игрок века» рассуждает о бедности, заочно отказывается жать руку принцу Чарльзу («ну этому, из Англии») и посылает Америку куда подальше. Разбавляют его расслабленные монологи фрагменты нарезки лучших голов, данные под хит «Sex Pistols» «God save the queen».

Загадку крушения кумира Кустурица облачает в одеяние бесшабашности, если не цыганской, то латиноамериканской, — причем явно имеет в виду определенное братство народов. «‘Sex Pistols’ мирового футбола» — так величает своего героя режиссер, рисуя новый образ Марадоны: человека-провокатора, человека-шутки, человека-бога. Выходит довольно однообразно, несмотря на вставки с мультяшным Джорджем Бушем (в картине он за антагониста) и Церковью Марадоны, которую создали неподалеку от Буэнос-Айреса, фанаты человека-легенды. Конфликт, собственно делающий фильм, кроется совсем не здесь. Он возникает из чисто визуального контраста между кадрами старых хроник и съемками последних двух лет.

Красавец-футболист виртуозно забивает мячи, заставляя всерьез задуматься о божественном вмешательстве в игру. А вот уже Марадона в образе Фальстафа, как тактично выражается режиссер, распевает в баре песенку в свою честь. Дочери, детство которых он пропустил из-за наркотиков, стоят по обе стороны от легендарного отца, перекрывающего собой всю сцену. Публика поднимает стаканы. И все вместе поют, прославляя «Руку Господа». По накалу эмоций, которые дает этот эпизод, можно судить о мастерском построении фильма, который работает именно так, как задуман, и при всей кажущейся расслабленности нигде не допускает произвола.

Кустурица наделяет Диего привычными чертами собственных героев — бунтарством, благородством и дерзостью мечтателя, и чуть ли не прямым текстом заявляет, мол, «я такой же, как ты, хулиган». Какое все это имеет отношение к реальной фигуре Марадоны — остается вопросом. Но тут важен контекст. В последние годы, проведенные Марадоной за борьбой с наркотиками, лишним весом и алкоголем, его имя неизменно появляется в прессе в связи с очередным скандалом, как будто любые другие упоминания футбольного гения безвозвратно утратили актуальность. На этом фоне «Марадона» Кустурицы предстает оригинальным способом реабилитации великого футболиста. Режиссер не пытается обелить или оправдать своего героя, он просто рассматривает его отдельно от закрепившегося за ним ореола скандальности. У Кустурицы вместо сплетни действительно получается портрет. Происходит чудо: бог футбола, кумир в отставке, заново становится человеком.
Аннотация фильма "Марадона"Мария Гросицкая (http://filmz.ru)
   Купить DVD к фильму "Марадона"

Отзывы к фильму


Внимательный зритель давным-давно мог понять, что Эмир Кустурица неровно дышит к самой популярной игре с мячом. Очень внимательный зритель без труда назовёт любимого футболиста режиссёра (см. «Черная кошка, белый кот», где цыган Матко после выигрыша в карты победно кричит «Марадона!»). В 2005-м Кустурица решает совместить приятное с полезным, начиная съёмки документального фильма о живой легенде. На протяжении двух лет он будет фиксировать на камеру Диего. Всегда разного: веселого, грустного, философствующего, смущенного…

Фильм Кустурицы – далеко не первый опыт кинематографического осмысления яркой и очень насыщенной на события (взлёты и падения) жизни кумира миллионов болельщиков. Судьба у Марадоны и впрямь на загляденье, не каждый сценарист такой житейский марштрут-серпантин прочертит. Предшественники Эмира всё больше на порочную сторону аргентинца заглядывались, акцентировали внимание на хрестоматийном практически сюжете: крутое пике с запредельных высот на самое дно, причиной которому – человеческая слабость. Кустурица пошёл другим путём. И не потому, думается, что на старой тропинке уже каждая травинка вытоптана, а потому что в своём герое его интересует и очаровывает совсем другое. Для режиссёра Марадона это прежде всего народный трибун, способный высказаться не только по части политики УЕФА и ФИФА, но и США.

Когда режиссёр-документалист сам в кадре работает, картина так или иначе автобиографический характер принимает. Так и здесь. Первая скрипка, безусловно, Диего, но каждая реплика Кустурицы (включая закадровый комментарий) зрителю и об авторе фильма может немало интересного поведать. Режиссёр своей позиции не стесняется, не скрывает. Нынешний расклад сил на мировой арене его явно не устраивает. Два гола Марадоны в финале чемпионата мира 1986 года против сборной Англии это не просто победа одной страны над другой, но и победа над Международным валютным фондом, державшим в те годы на коротком поводке всю Латинскую Америку, своеобразный кукиш сильным мира сего. Сам Марадона тоже правду-матку режет, выражений не подбирает, говорит, как думает и думает, что говорит. Всё это деталей к известному портрету добавляет, а уж соглашаться с мнением аргентинца или нет, каждый решает для себя.

И всё же перед нами прежде всего Личность, а уже потом футболист, скандалист, общественный деятель, муж, отец и т.д. Личность объёмная, сложная, противоречивая, но цепляющая редкой искренностью суждений и реакций. В конце концов, человеку, забившему один из лучших голов ХХ столетия (проход через всё поле в игре с англичанами), можно простить почти всё. А наблюдать за неспешной беседой выдающегося современного режиссёра и величайшего футболиста – удовольствие чисто эстетического свойства. И, надо думать, не только для поклонников пятнистой резиновой сферы.
Аннотация фильма "Марадона"Станислав Никулин (http://kinomania.ru)
   Купить DVD к фильму "Марадона"

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс