Снимать приквелы, как я подозреваю - занятие не только прибыльное, но и занимательное. Сиквел - это линейное развитие истории, продолжение случившегося. Приквел - это всегда временной разлом, попытка рассказать то, что и так всем уже известно. Занятие, казалось бы, бессмысленное. Но - лишь на первый взгляд. Вот есть, знаете, на канале Eurosport передача "Легенды чемпионатов Европы", там крутят отрывки футбольных матчей, результаты которых нормальному болельщику хорошо известны. Казалось бы, на кой черт смотреть такие передачи? А ведь смотрят. Потому что там выстраивается определенная интрига, и ты употребляешь прошлое не так, как ты его сам когда-то переживал, а совсем под другим соусом.
Правда, русские комментаторы на канале Eurosport бездарные. Другое дело, когда за реконструкцию прошлого берется настоящий профессионал. Я обычно комплименты раздаривать не люблю, и в данном случае никого не хвалю, а просто констатирую: Бретт Рэтнер - профессионал несомненный. В Голливуде в последние годы наблюдается странная мода - окунать режиссеров в несвойственные им жанровые среды. Рэтнер, известный прежде всего по двум частям "Часа пик", никогда не имел дела с триллерами. Но он повел себя, как хороший киллер, которому все равно, кого ему "заказали" - дело есть дело, а мастерство при нем, и значит, "заказ" будет обязательно выполнен.
Стоит ли говорить о том, приквелом к какой именно истории является "Красный дракон"? "Стоит!" - слышу нестройные голоса из зала. Ну что ж, на всякий случай упомянем. "Красный дракон" - это первая часть истории о докторе Ганнибале Лектере, которую продолжают (по сюжетной хронологии) "Молчание ягнят" и "Ганнибал". Именно в "Красном драконе" доктор Лектер впервые предстает на суд общественности. До того он вел тихую, полную маленьких приятных сюрпризов жизнь подпольного людоеда. Забавно, что при этом он консультировал ФБР, причем в самых кровавых делах, а главным его собеседником из "федералов" был инспектор Уилл Грэм. Их роднила высочайшая интуиция, выделявшая двоих аналитиков из массы прочих людишек. Лектер этим гордился, Грэм - наоборот, стеснялся своего дара. Впрочем, существенно не это, а то, что именно интуиция помогла Грэму сообразить, что именно милейший и мудрейший доктор - тот самый людоед, с которым так хотело бы свидеться ФБР. Сразу после того, как на Грэма снизошло это озарение, они с доктором обменялись несколькими тяжелыми ранениями. Инспектор выжил и удалился на покой - чинить лодочные моторы. Доктор тоже выжил и был размещен в подземной камере для особо опасных преступников, "сдвинутых по фазе".
Всех, кроме доктора, такая ситуация более-менее устраивала. Но тут случилась новая напасть, потребовавшая талантов Грэма. Появился маньяк, вырезающий целые семьи. Его прозвали "Зубной феей". Он орудует в полнолуние. В общем, без Грэма в этом деле не обойтись. И он, конечно же, не может отказать бывшим коллегам, которые просят его ненадолго вернуться в строй.
В "Красном драконе" хороши две вещи - сценарий Теда Тэлли и актеры.
О сценарии скажу прежде всего, потому что его качество для меня явилось изрядной неожиданностью. "Ганнибал" показал нам, как небрежная писанина может превратить триллер в опереточный жанр. Какие были основания ожидать от Тэлли классной работы? Может, и были, но я о них не знал. Получилась весьма приятная неожиданность. Не скажу, что узрел печать гениальности - все далеко не безупречно, и штампы присутствуют, и логика порой хромает (например, я так и не понял сути бездарно проведенной ФБР операции с "подставой" писаки-репортера). Есть, однако, в сценарии какая-то готическая элегантность, даже определенная легкость, весьма странная для триллера и потому оттеняющая кровавую историю весьма стильным образом. Концовку хотелось бы видеть пожестче - но ей предшествует такой лихой сюжетный поворот, что на этом пожелании как-то не хочется особо настаивать.
Перехожу к актерской игре. Буду предельно краток. Хвалить за сделанную работу Хопкинса, Нортона или Файнса - весьма неоригинально. Присовокуплю к ним Эмили Уотсон и скажу лишь одно: такому составу Рэттнер мог смело доверить даже откровенно паршивый сюжет. Каждый из них вполне убедителен в рамках своей актерской модели - и сочетание суховатого, неброского стиля Нортона с, например, ярким драматизмом Файнса или холодным аристократизмом Хопкинса позволяет каждый раз варьировать ту гамму ощущений, которую умелый режиссер может вызвать у аудитории.
А Рэттнер, как я уже говорил - режиссер умелый. |