Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Мертвец


Мертвец (Dead Man)

Во-первых, это черно-белый фильм. Будьте к этому готовы и не теребите лихорадочно пульт дистанционного управления, стремясь наладить цветность. Во-вторых, это фильм, в котором на ваших глазах медленно умирает сюжет, причем очень занимательный. Если вы готовы примириться с этими двумя условиями игры, тогда - полный вперед, в холодные и колючие объятия Джима Джармуша.

Был такой английский поэт середины 19 века - Уильям Блейк. Но речь не о нем. Наш герой - тоже Уильям Блейк и тоже живет в 19 веке, но к литературе он имеет такое же отношение, как белка - к астрономии. Он счетовод из Кливленда, который потерял родителей, от которого ушла невеста. Каким-то чудом ему удалось получить работу по специальности на Диком Западе - в городе под многозначительным названием Машина. Однако когда он попадает в эту забытую Богом дыру, оказывается, что он опоздал: его место занято толстощеким здоровяком, и нашему Уильму Блейку просто предлагают убираться на все четыре стороны. Он остается один в городе - чужеродный, как страус в Гренландии. Судьба сводит его с девицей, которая раньше была шлюхой, а теперь делает бумажные цветы. Но счастье теперь для Уильма Блейка - призрак в ночи, и этот призрак является в виде некоего Чарли, любовника девицы. Возникает маленькая перестрелка, в результате которой на Блейка вешают два убийства и ему приходится скрываться в лесу.

Вот сюжет, достойный любого вестерна. Однако события, происходящие с героем Джонни Деппа, сворачиваются, когда он встречается с индейцем, называющим себя "Никто". Этот странный тип цитирует поэта Уильяма Блейка, которого изучал в молодости, и воспринимает счетовода Уильяма Блейка как дух великого человека, противоестественно оказавшийся на земле. Никто считает, что должен отвести дух великого поэта назад, в мир теней. Попутно он вливает в уши подопечного всяческую метафизику, в результате которой безобидный счетовод должен стать киллером. "Пули и кровь станут твоей поэзией", - внушает Никто.

Джармуш выбрал для своего философского опуса жанр вестерна потому, что, как он сам сказал в интервью: "Вестерн очень открыт для метафор и имеет глубокие корни в классических повествовательных формах". Получился вестерн, выходящий на уровень вечного, общечеловеческого. Больше всего это напоминает жутковатый сон, состоящий из отдельных сюжетных клочков, которые объединены какой-то общей идеей. Когда ты спишь, эта идея тебе ясна. Проснувшись, ты ее уже не в состоянии ухватить. Пересказать ее другому - затея и вовсе безнадежная. А еще тут звучит царапающая музыка Нила Янга - одна и та же тема в разных вариациях, преследующая зрителя, как наваждение. Она усиливает давление на ваши мозги, и это уже не совсем сон - это скорее наркотический дурман.

Я не буду хвастаться, что смог понять посыл Джармуша. То, что он хотел сказать, пусть останется на его совести. Настоящее кино, по моему глубокому убеждению, должно менять людей. "Мертвец" на это способен.
Аннотация фильма "Мертвец"Джон Сильвер (kino.orc.ru)
Купить постер к фильму "Мертвец"      Купить DVD к фильму "Мертвец"

Отзывы к фильму

Как бесплатно скачать видео фильм "Мертвец"Скачать фильм "Мертвец"

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что «Мертвец» - это самый рецензируемый фильм Джармуша во всем рунете. Каждый мало-мальски уважающий себя кинокритик счел своим долгом высказаться по поводу этого фильма. Молчание сохраняет разве только дядя Жора. Но я уже много раз говорил, что я – не дядя Жора, мне до него далеко, поэтому не удержусь и напишу.

Я не буду сейчас расписывать манеру съемки и музыкальное сопровождение, игру актеров и черно-белые решения – все это уже сотни раз расхвалено другими. Сюжет! Вот что терзает каждого, кто посмотрел «Мертвеца». Что хотел сказать Джармуш? Почему мертвый человек с пулей в сердце весь фильм бродит по лесу и не умирает? Почему индеец считает его поэтом? Куда и зачем ведет его через лес? Почему без очков главный герой видит лучше и стреляет без промаха? Большинство критиков ограничиваются пространными лирическими отступлениями в духе: «Джармуш знал, что снимал, и в рецензии об этом не напишешь. Смотрите фильм и понимайте, как хотите». Я посмотрел фильм и понял так, как захотел. Это мое право. Существующие более-менее стройные теории, дающие ответы на большинство вопросов, честно признаюсь, меня не устраивают.

Вообще-то неправильно писать рецензию, основываясь на изложении сюжета, потому что получается, что читатель получит спойлер и чужое мнение. Но «Мертвец» – особенный фильм, и без изложения сюжета невозможно его аргументированное толкование. Поэтому, сразу оговорюсь, что написанное ниже рассчитано исключительно на тех, кто уже посмотрел этот фильм и имеет свое мнение о развитии событий в картине. Если найдутся такие, кто еще не видел этот фильм – рецензия вряд ли будет им интересна.

Итак, поехали. В начале Джармуш дает эпиграф: «Никогда не путешествуйте с мертвецом» и подписывает цитату именем Henri Michaux. Анри Мишо это французский поэт и художник, который всю жизнь экспериментировал с мескалином и постоянно путал здравомыслие с абсурдом. Весь фильм Джармуш будет строго придерживаться его цитаты и излагать в его стиле. В конце погибнут все: и те, которые считают себя живыми, и те, которые знают, что умерли.

В первых кадрах мы видим юношу в клетчатом костюме. Он едет на край света в поезде с молчаливыми людьми, которые самопроизвольно появляются и исчезают. Кочегар поезда в английском фраке с аккуратно перепачканным лицом – единственный, кто говорит с юношей и первый, кто пытается объяснить ему, что происходит: «лодка стоит, а пейзаж двигается». Поезд никуда не едет, а пассажиры поезда – это самые настоящие мертвецы.

«Зачем ты приехал в ад?» – открытым текстом спрашивает кочегар, но юноша уверен, что едет устраиваться на работу. При жизни он не сделал ничего плохого, но и хорошего вроде бы тоже сделать не успел. Обычная бесхарактерная серость, недостойная ни ада, ни небес. Поэтому он попадет на конечный пункт, где каждому предоставляется шанс проявить себя в том или ином свете. Католик называет это чистилищем, эскимос – нижней тундрой, Джармуш – Машиной, маленьким городком, последней остановкой.

Юноша еще не знает, что мертв, и задача Машины – объяснить ему это. Свежие гробы на улицах и черепа животных в лавках пока ничего не значат для него. Он идет прямиком к местному управляющему Дикенсону, хозяину рудников. Интересное имя, не правда ли? Dikens’ son – означает по-английски чертов сын. Если у дъявола родился бы отпрыск, то разве не был бы он управляющим рудников чистилища? На рудниках у главного героя появляется имя, Билл Блейк, и пропадают надежды на трудоустройство. Сам Дикенсон появляется буквально из ниоткуда и предлагает Блейку отправляться в ад. Очевидно, в чистилище с нет никаких проблем с кадрами, чего не скажешь про клиентов.

Блейк, по-прежнему ничего не понимая, попадает в историю, которая, казалось бы, уготовлена специально для него. Некогда шлюха, а ныне праведная жена и мастерица искусственных цветов (не правда ли, актуальная профессия?), по всей видимости, давно и надолго зависшая в этом месте, все-таки сделала выбор: изменила мужу – и моментально выбыла из чистилища по известному адресу. Ее ревнивый супруг всадил пулю любовнику – и проследовал за женой. Блейк с пулей в сердце убегает из городка.

Кто объяснит пропащей душе, что она должна сделать, чтобы очиститься? Никто. Блейк волен сам делать выбор в каждой ситуации, а выбор ему предоставит несуществующий проводник – огромный индеейц по имени Никто. Никто объяснит Блейку, что он мертв. Никто покажет мертвецу путь. Никто расскажет Блейку, что его настоящее имя Уильям Блейк. Английский художник и поэт, метафизик и толкователь церковных догматов, непризнанный при жизни, Уильям Блейк много писал о загробной жизни. Ад и смерть – две самые актуальные темы его произведений. Поэт Уильям Блейк – это наиболее верный путь прохождения через чистилище для мертвого Блэйка.

Смерть в чистилище – прямая дорога в ад, Дикинсон явно заинтересован в этом и посылает на охоту почти канонического демона – осквернителя и людоеда. Цель Блейка – достичь конца путешествия и попасть в верхнюю тундру – можно осуществить лишь пройдя все испытания.

Прохождение будет иметь несколько ключевых моментов. Выход в одиночку против троих ознаменует победу над собственным страхом. Рисунки кровью на лице – своего рода ритуал перед погребением. Восстановленное зрение и приобретение навыков стрельбы из оружия – отрицание мертвого тела и понимание себя как чисто духовной сущности. Кровное побратание с мертвым олененком в мертвом лесу – осознание себя мертвым и частью смерти. Конечный пункт путешествия – река, которую греки называли Стикс. И напутственный афоризм индейца: «Хороший день для прогулок на каноэ» вместо классического “It’s a good day to die”.

Финал фильма – ритуальные похороны Блейка, на которые он пришел самостоятельно, ровно через три дня после своей смерти. Каноэ вместо гроба и море вместо могилы. Но перед похоронами обязательно последнее испытание, которое согласно эпиграфу фильма, должно забрать жизни всех, кто путешествовал с мертвецом.

P.S. Интересный момент – здесь все заядлые курильщики, но ни у кого нет табака. Вы все еще сомневаетесь, где оказался Блейк? Значит вы не курите.

***

«Мертвец» - совершенно уникальная работа Джармуша. Она стоит вне всей фильмографии режиссера и над нею. Мое истолкование не претендует на объективное, и ваша воля – принимать его или нет. Единственное, что вам потребуется сделать, это еще раз пересмотреть этот замечательный фильм.
Аннотация фильма "Мертвец"another boy (http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=1083280&keywordid=186605&page=2)
Купить постер к фильму "Мертвец"      Купить DVD к фильму "Мертвец"

Отзывы к фильму

Как бесплатно скачать видео фильм "Мертвец"Скачать фильм "Мертвец"
Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс