Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

Рецензия на фильм Эскадрилья "Лафайет"


Эскадрилья "Лафайет" (Flyboys)

В Первую мировую войну на французский аэродром привозят американских парней, добровольно решивших стать пушечным мясом на франко-германском фронте. У каждого рекрута свои мотивы для самоубийственного поступка, но относятся к новобранцам одинаково: селят в особнячке и за шесть недель учат, как рулить боевыми бипланами, причем, пока американцы не потеряют на вылете хотя бы одного земляка, их принципиально не пускают в бар.

Спустя 35 минут экранного времени янки взлетают и натыкаются в небе на немецкого аса. По возвращении герои рассаживаются у стойки. В реестре достоинств "Лафайета" - если вдруг кто-нибудь решится его составить - будет только один пункт: внимание к деталям. Например, из фильма узнаешь, что на заре авиастроения пилотам выдавали револьвер вместо парашюта и маленький молоточек, чтобы стучать по заклинившему пулемету. Но таких деталей слишком мало, чтобы уравновесить общую маразматичность картины.


Представьте, что за кадром непрерывно дудит симфонический оркестр. Малоизвестные молодые артисты с серьезными лицами разговаривают о своей скорой смерти. Первая неполадка с истребителем случается над провинциальным борделем, в результате у залетного ковбоя завязывается роман с французской проституткой. Наконец, эпизодами появляется, с выпученными глазами и в синем котелке, Жан Рено в роли летного инструктора и, манипулируя двумя игрушечными самолетами, как Чапаев картофелинами, объясняет тактику воздушного боя.

Все это и есть "Лафайет". "Но чего стоит налет на германский цеппелин!" - вспоминают американские критики. Ну да, полеты обходятся дорого. Но сколько бы тут не спустили, все - на воздух.
Аннотация фильма "Эскадрилья "Лафайет""Кирилл Алехин, Time Out Москва (http://timeout.ru/)
   Купить DVD к фильму "Эскадрилья "Лафайет""

Отзывы к фильму


Небо, самолет, девушка

Короткая фраза на упаковке кинопродукта, гласящая «основано на реальных событиях», заочно вызывает как осторожность, так и интерес. Подобные чувства становятся еще сильнее, когда речь идет об историческом фильме. Однако у кинематографистов в этом случае задача усложняется: нужно рассказать жизнь человека, пропущенную сквозь мясорубку истории, а при этом как минимум суметь передать колорит времени и внутренний мир личности. Но рядовые режиссеры не знают, что такое «нужно», они знают только то, что хотят знать. Именно поэтому возникают ленты вроде «Эскадрильи Лафайет».

Сюжет фильма возвращает зрителя к событиям самим богом забытой Первой Мировой войны. Несколько парней из самых разных уголков Америки отправляются служить добровольцами во французскую авиацию. Для каждого из них это своего рода единственный шанс: скрыться от властей, или продолжить военную семейную традицию, или повиноваться мнению беспрекословного отца, для которого важнее всего собственная безупречная репутация, или же просто найти самого себя в той ситуации, когда с внешним миром уже ничто не связывает. Каждый слишком молод, слишком самоуверен и слишком эмоционален. Но суровая реальность рушит грезы о чести, о долге и личных нравственных законах: на войне всему этому места нет. Здесь когда умирают боевые товарищи принято не скорбеть всем коллективом, а напиваться в местном трактире, а каждый погибший человек воспринимается как просто один из тысячи таких же. Тут нет друзей, потому что каждый «сегодняшний» друг завтра может оказаться убитым, тут есть только враг – лишь он постоянен. Лётно-боевая истина, с которой нужно смириться и воспринять как должное. Если это удается, то дальше… дальше только два пути: либо сруливать домой, пока не поздно, либо сквозь личные потери ступить на путь к боевым орденам.

Если смотреть невооруженным глазом, то с «Эскадрильей Лафайет» все далеко не так плохо. Тот самый колорит эпохи, который заключается в калейдоскопе мелочей, режиссером Тони Биллом передан детально. Немецкие «многоэтажные» самолеты в темных тонах, французские – в светлых, скрежет пропеллеров, рассекающих облака, бомбежки, воздушные преследования, виртуозные маневры и еще многое другое – все на уровне. В первую очередь в визуальном плане. Тут придирок никаких. И это при том, что бюджет фильма далеко не самый большой: 60 миллионов долларов по Голливудским меркам – это не деньги. А при таких ограниченных средствах снять столь впечатляюще и захватывающе воздушные бои – действительная заслуга режиссера и оператора. За это – неоспоримый плюс.

Однако, качественно сделанная созерцательно, «Эскадрилья Лафайет» начинает сильно прихрамывать, когда речь заходит обо всем остальном. А именно, когда вспоминаешь, что все это «по реальным событиям». И когда, в свою очередь, понимаешь, что историческому прошлому кинематографические штампы, о которые всем коллективом так усиленно спотыкается «Эскадрилья…», никак не свойственны. Сквозь призму кинокамеры события тех дней у Тони Билла превращаются в идеализированную сказку для взрослых, в которой правда (пускай, возможно, и не соответствующая действительности) – это только самое начало и самый конец. Иначе говоря, те первые 20 минут, в ходе которых нас знакомят с основными персонажами, и те последние 30 секунд, в ходе которых рассказывается, как судьба раскидала каждого из них. В остальном же – шаблоны, шаблоны и еще раз шаблоны, от которых никуда не денешься. Еще одна печальная истина, не принимающая отказа и не поддающаяся трансформации.

Как следствие сказочности, слишком примитивным получается у Тони Билла разделение на «хороших» - французов с американцами, и «плохих» - немцев. Даже контрастная цветовая гамма самолетов - темные и светлые - подобрана как будто специально. А граница между «добром» и «злом» жирной линией разделяет французские и немецкие территории. Именно поэтому американскую бомбежку вражеских владений можно подавать под торжественную музыку, а оккупацию французских городов – под печально-надрывную. И сопровождать все это пафосом. Радует хотя бы, что несколько нетипичным. Потому как создатели не впадают в маразматическую идею, что именно американские добровольцы победили в Первой Мировой. На радость здравомыслящих, фильм лишен политических подтекстов. Однако пафос политический подменяется здесь пафосом личностно-коллективного характера. Кое-где явно с общностью духа переборщили. Момент, когда одному из персонажей грозит угроза выбывания, и, прилюдно посовещавшись, члены эскадрильи, хоть проступок своего боевого товарища не одобрили, но гордым рукопожатием решили дать второй шанс, эмоции вызывает скорее смехотворные, нежели эмпатичные. И смешно не "что делают", а "как делают". А жалко больше всего тех несчастных, которые самонадеянно выдают это за «реальные события». То, что не снилось братьям Гримм и Гансу Христиану Андерсону, в фильме легко превращается в историческую правду.

Тем не менее, оценивая все просмотренное действо в комплексе, понимаешь, что среди тошнотворных кино-бургеров, готовящихся на съемочных площадках голливудских кухонь, «Эскадрилья Лафайет» все же вполне пригодна к употреблению. Нельзя не заметить, что молодые и малоизвестные актеры исполнили свои роли вполне неплохо, и что куда более слабо на их фоне смотрится матерый Жан Рено. В боях ребятам сопереживаешь, а харизматичный Джеймс Франко завоевывает зрительскую симпатию. А впечатление от излишне идеализированного общего контента смягчается наилучшей в данной ситуации концовкой. Ведь в ней, как и в жизни, все оказалось не так хорошо, как в сказке.
Аннотация фильма "Эскадрилья "Лафайет""Карен Аванесян (http://kinomaniac.ru)
   Купить DVD к фильму "Эскадрилья "Лафайет""

Отзывы к фильму

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс