Оскар
Мировое кино, все о фильмах
Мировое Кино
   
Поиск фильма:
 

СТАТЬИ О КИНО


11.01.08

Книга и фильм. Противостояние?

Книга и фильм – развлечение, интересное времяпрепровождение. Между ними много общего, ведь и с книгой и возле экрана мы проживаем чужую жизнь, узнаем новое, смеемся и плачем. Но есть и разница, ведь почему-то одни любят почитать, для других нет большей катастрофы в жизни, чем пропустить премьеру давно ожидаемого фильма.
Понятны и доступны внешние различия — держать в руках книгу, перелистывать страницы, бегать глазами по маленьким черненьким символам, это совсем не то, что наблюдать за яркими красками и образами экрана. Но ведь внешнее не является главным? Что происходит внутри нас?
Широко распространенным является мнение, что читающие книги более интеллектуально развиты, чем отдающие предпочтение фильмам. Это мнение подтверждается довольно простыми рассуждениями. Во-первых, чтение само по себе – трудоемкий для мозга процесс. Разбирать символы, складывать их в слова, за которыми стоят образы, представлять эти образы в голове – работа творческая, энергоемкая, развивающая. Особенно, если при этом удается следить за сложным сюжетом, увидеть философский подтекст или сопереживать героям.
Но простые рассуждения не всегда самые верные. Да, в голове человека при чтении идет работа по преобразованию символов в образы, но именно эта работа и является преградой для эмоциональной насыщенности процесса. Мозг читающего анализирует, распознает, транспонирует, занимается ещё многими вещами исключительно для того, чтобы просто понять – что же хотел сказать автор. Итогом этой работы становится уникальный, личный фильм в голове читателя, наполненный созданными самостоятельно образами, картинами, движением. Но тот ли это фильм, что был в голове у автора? Конечно же, нет. Читательскому фильму далеко до писательского, ведь он попал к нему в голову через призму печатного слова, аналитической рашифровки и времени беготни по строчкам.
А вот с кино все проще. Вот машина, вот красивая девушка, вот авария, вот слезы на глазах зрителей. Не надо думать, представлять, переводить, фантазировать. Открыт прямой канал в душу зрителю, к его эмоциям, переживаниям. Посредством образов, возникающих на экране, звуков, а последнее время – и запахов, и движений воздуха можно передать точно и только то, что хотел создатель фильма. Четко, доступно, понятно, действенно. Если это сложная мысль – она проще дойдет в образе видео.
Конечно, это в идеале, если есть идеальный режиссер, идеальный актер, идеальный оператор и идеальный канал взаимодействия между ними. В жизни такого не бывает. Поэтому телевидение не вытеснило до сих пор книги и не вытеснит, скорее всего, никогда.

Любая информация с данного сайта можеть быть использована только с размещением ссылки на этот ресурс