"Книги, прочитанные мной в детстве, до сих пор в какой-то мере определяют путь, по которому я иду. Фильмы остаются в человеке и формируют его мировоззрение, их нельзя выбросить из головы, из души. Вот и я, как «захватчик», хочу захватить людские умы: вложить в головы зрителей некие идеи, образы, которые, я надеюсь, помогут им точнее увидеть мир и их собственную жизнь. Мои картины не содержат посланий. Только одно: каждый человек волен изменить свою судьбу. Это и есть мое кредо, моя политика."
Вим Вендерс
Биография
Вим Вендерс появился на свет 14 августа 1945 года в семье доктора Генриха Вендерса и Марты Вендерс в германском городе Дюссельдорф. Генрих работал врачом, и семья часто переезжала — сначала в 1949 году в Кобленц, затем в Оберхаузен. В 1963 году Вендерс окончил школу и стал учить психологию, медицину, социологию и философию в течении четырёх семестров во Фрайбурге, Мюнхене и Дюссельдорфе. Уже в 1966 готовится в Париже к поступлению в киношколу ИДЕК (IDHEC), но, к сожалению, не проходит конкурсный отбор. Вплоть до сентября 1967 года работает в гравюрном ателье и достаточно часто посещает крупнейший в мире архив фильмов - Французскую синематеку, где познает историю мирового кино, особенно немецкого. В конце 1967 года уезжает в Дюссельдорф (Германия), где начинает работать в местном филиале проката «Юнайтед Артистс». В этом же году поступает в Высшую школу кино и телевидения в Мюнхене. Во время периода учебы в школе выпускает много короткометражек, снятых в основном на собственные деньги. Стоит заметить, что первый свой фильм Вендерс сделал ещё в 1966 году под названием «Места действия». Дипломной работой его стал фильм «Лето в городе», снятый в 1970-ом. Во время учебы Вендерс пишет небольшие рецензии на фильмы. В 1971 году в содружестве с двенадцатью другими кинематографистами становится одним из соучредителей Фильмферлаг дер Ауторен (Filmverlag der Autoren) для создания и проката новых немецких фильмов.
После окончания киношколы, уже в 1972 году снимает игровой фильм по повести Петера Хандке «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым». Официальное признание своего творчества Вим Вендерс получил за фильм «Ложное движение», сценарий которого был написан Питером Хандке. Этот фильм принес Вендерсу шесть федеральных кинопризов Deutscher Filmpreis, в том числе за режиссуру. Дальнейшим фильмом, который демонстрировали на международном Каннском кинофестивале и принёс ему огромный зрительский успех в Германии, стал «С течением времени». Он был снят без сценария и на деньги самого Вендерса. В 1976 году работает над немецко-французским фильмом «Американский друг» по роману Патриции Хайсмит «Игра Рипли». Увидев этот фильм, режиссер и продюсер Френсис Форд Коппола предлагает Вендерсу снять фильм «Хэммет». И уже в марте 1978 года Вим Вендерс перебирается за океан, в Сан-Франциско, где предполагает приступить к съемкам этого фильма, но они откладываются по разным причинам.
В середине 1979 года снимает фильм «Кино Ника - Молния над водой» о друге и коллеге Николасе Рее, который скоропостижно умирает от рака в 1979 году. Монтажом картины Вендерс просит заняться Петра Пшиггоде, так как он сам должен заняться подготовкой к съемки «Хэммета», назначенной на 4 февраля 1980 года. Однако Вендерс не доволен версией смонтированной Пшиггоде, которая была показана на Каннском фестивале и решает сам смонтировать окончательный вариант «Кино Ника - Молния над водой».
В 1980 году Коппола замораживает съемки «Хэммета» на неопределенное время из-за разного видения финала картины и нанимает нового сценариста. Позже Вендерс летит в Лиссабон к Раулю Руису, чтобы передать остатки пленки от фильма «Кино Ника - Молния над водой» для его фильма «Территория». Здесь он снимает фильм о проблемах съемочной группы и уже весной 1981 года выходит фильм «Положение вещей», в создании которого приняли участие многие из группы Рауля Руиса. 23 ноября 1981 года работа над «Хэмметом» была продолжена другим оператором. В Каннах премьерный показ «Хэммета» оказался встречен зрителями и критиками сдержанно. А вот за «Положение вещей» Вендерс получил приз «Золотого льва» в Венеции.
На фестивале в Зальцбурге летом 1982 года Вендерс ставит по пьесе Петера Хандке одноименный спектакль «По деревням». Однако он получает плохие отзывы критиков. Идея о съемках фильма по тетралогии Хандке («Медленное возвращение домой», «Урок Сент-Виктуар», «Детская история», «По деревням») к сожалению не воплощается в жизнь из-за отсутствия денег на его производство.
В 1984 году уже на Каннском фестивале немецко-французский фильм «Париж, Техас», снятый в США осенью 1983 года, получает приз «Золотую пальмовую ветвь». Фильм пользуется к тому же и не малым успехом в прокате. Самым популярным фильмом Вендерса становится снятый в 1987 году «Небо над Берлином». Он получает приз за режиссуру жюри Каннского кинофестиваля, первый европейский киноприз «Феликс», немецкий федеральный киноприз и приз кинокритиков в Лос-Анджелесе.
1991 год ознаменовался для него выходом в прокат фильма «Когда наступит конец света», над ним Вендерс работал несколько лет. Картина «Так далеко, так близко» вышедшая в 1993 году стала своим родом продолжением фильма «Неба над Берлином» уже в единой Германии.
Кроме того, в 1984 году Вендерс становится профессором берлинской Академии кино и телевидения, членом Академии искусств в Берлине, в 1989 почетным доктором Сорбонны, в 1991 президентом Европейской киноакадемии, получает федеральный орден «За заслуги».
Вендерс был женат несколько раз. С 1968 по 1974 годы его женой была актриса и художница Эдде Кехль. С актрисой Лизой Крейцер он жил до переезда в штаты. Уже в 1979 году женится на американской певице и актрисе Рони Блекли, однако через два года разводится. В течении шести лет с 1986 года жил с актрисой Сольвейг Доммартин. Донате Шмидт стала женой Вендерса в 1993 году, она была ассистентом оператора в съемочной группе над фильмом «Так далеко, так близко».
Зеркала Вима Вендерса
Герои Вима Вендерса словно смотрят обрывки фильма о самих себе, ловя свое случайное отражение в стеклах окон, витрин, проявляясь на поверхности фотокарточек. И каждый взгляд, прежде чем достичь того, кому он адресован, проходит через абстрактную систему зеркал, преломляется сквозь чужие реплики и лица, спотыкается, задерживается. Но, в конце концов, все окольные пути преодолены, зеркальная граница тает, и двойники сливаются в единое целое. Ингмар Бергман, снимая в 60-х годах фильм «Персона», разорвал лица своих героинь и склеил из половинок им новое лицо, олицетворив этим двойную суть их души, показав отсутствие взаимопонимания между частями: чем больше срастаешься с ближним, тем дальше уходишь от него. Как бы в доказательство, вендерсовский герой Техас выбирает добровольное изгнание, покидает дом, жену и сына. Но чем дальше уходит, тем тяжелее выносить одиночество. В финале на проницаемую поверхность зеркала накладываются отражения двух лиц. Герой вендерсовского Парижа всматривается в себя и видит ее.
Кинематограф Вендерса сильно напоминает зеркала. Этот ход не нов, но у Вима он приобретает другое значение. Переходной период от одного столетия к другому, вот время фильмов Вендерса, когда ничего нет на самом деле и безумная страсть встречи равносильна пониманию о её невозможности. Период в двадцать лет между картинами «Персона» и «Париж, Техас», обозначил переход к новой культурной эпохе. Ужас бытия перешел в состояние его «невыносимой легкости», когда попахивает незаметным апокалипсисом. Свой очередной фильм Вендерс назвал «До конца света». И то, что к другим бы вызвало претензии, у него имеет свой порядок и смысл.
В фильме «До конца света» герой вживляет в себя необычную съемочную камеру, которая может передавать его впечатления в мозг слепой матери. В своей дипломной работе «Лето в городе» главный герой уезжает из родного края и перед отъездом на прощание решает дотронуться до подруги, приютившей его. Но не делает этого, предпочитая включить телевизор. Культура со всеми своими медиумами и фантомами преграждает дорогу к человеку. Ее уже совсем не видно, но она продолжается. Как и действие фильма. Жанр этих фильмов так и называется «road-movie». Герои Вендерса редко являются домоседами, но их движения часто бесполезны. «Ложное движение» — так называется одна из самых известных его картин, вольно переосмыслившего мотивы Гете.
Осмысление мотивов начинается ещё до путешествия и прекращается раньше, чем конец пути появляется на горизонте. Эти истории – истории людей блуждающих во времени, потерявших кров, искателей в человеческой культуре. В хаотичном движении людей, эмоций и чувств появляется собственное «Я», потерянное вместе с домашним уютом, которого герои Вендерса были лишены, оказавшись в жизни без любви.
Так и остаётся загадкой, дошла ли до дома бабушки Алиса, хотя догадываемся, что журналист Фил, её спутник, увидел на фотокарточке что-то больше, чем собственное отражение. Загадкой остаётся и возвращение Трэвиса и его жены в городок со смешным названием Париж, Техас. Также мы никогда не узнаем о кочевой судьбе киномеханика Бруно из фильма «С течением времени» и что произойдет с ангелом, влюбленным в красавицу из цирка в картине «Небо над Берлином». Но нам понятно, что их души стали одним целым - вернулись к самим себе.
Почти всё творчество Вендерса протекает по законам времени. Вследствие этого можно подумать, что его легко подделать – персонажи проживают как бы в документальной, беспорядочной среде, съёмочный кадр помещает в себе ровно столько пространства, сколько понадобится для плавного развертывания сюжета на улице, в ресторане, в купе поезда или на борту самолета. Таким образом, работают над фильмами венгерский режиссер Джим Джармуш и щвейцарский Ален Таннер. Но оригинал от пусть даже искусно сделанной копии всегда можно отличить, ведь при кажущемся бездействии кадров Вендерса в них течёт время. Нередко оно благодарно подыгрывает автору, и тогда происходит чудо: режиссеру доста¬ется уходящая в буквальном смысле натура. Так родился на свет фильм «Кино Ника - Молния над водой» - кинодневник последних месяцев жизни Николаса Рея. Режиссер, зная о неизлечимой болезни и скорой смерти, доверил эту картину своему другу Виму Вендерсу. А одним из персонажей картины «Неба над Берлином» являлась Берлинская стена, уничтоженная через некоторое время. И вот, через несколько лет, Вендерс уже делает один из эпизодов в новом фильме с Михаилом Горбачевым – человеком, разрушившим Стену, ставшим частью истории.
Именно в бескрайней веренице истории, режиссер продолжает снимать течение времени. Вот, например, в финале знаменитого фильма «Положение вещей» прототип Вендерса держит в руках не оружие, а кинокамеру. Съемка идет даже тогда, когда камера падает из его мертвых рук. В объектив попадает небо, земля, часть дороги, близлежащие здания... Съемки жизни продолжаются. Даже после смерти…
Вендерс нередко свои произведения посвящает кому либо. Например «Лето в городе» посвятил своей любимой рок-группе «Кинкс». Своим любимым режиссерам Николасу Рею и Ясудзиро Одзу посвятил «Кино Ника - Молния над водой» и «Токио-Га» соответственно, а также «Небо над Берлином» сразу трем коллегам Одзу, Трюффо и Тарковскому. Он увлечён рок-музыкой, кино, мифами большого города... Посвящения показывают нам остановки на маршруте странствий. Как сказочник, Вендерс знает радость и горечь жизни. Оставаясь летописцем, он также сочиняет сказки и прекрасные сказки о сказках. К его повествованиям стоит прислушаться. |